23 августа 2019
ЕИ КФУ совместно с онлайн-школой "Место" подводят итоги Комплексных диагностических тестирований билингвов из разных стран

Нередко, читая отчеты о тестировании по чисто языковым тестам, я задаюсь вопросами: "Зачем все это? И что дальше?" Потому что истинный смысл тестирования - не в оценке и сертификате

Смысл - в понимании причин и результатов развития ребенка до момента тестирования; а также - в выработке его индивидуального образовательного маршрута - после. Тестирование - всего лишь маленькая, но немаловажная вешка на пути РЕБЕНКА/ПОДРОСТКА и ЕГО СЕМЬИ.

Именно так - СЕМЬИ с важнейшей, ведущей ролью РЕБЕНКА. Потому что тест это опора - для общего благополучного развития и понимания реальной ситуации. Не для поступления в вуз (туда в РФ принимают ТОЛЬКО с ЕГЭ или аттестатами зарубежной школы, и все тесты тут ни при чем!), не для доски почета, - а именно для понимания: как и почему развивается ребенок. 
Язык, речь - прекрасный термометр общего развития. Особенно если в тесте учтены, а тестором ЗАМЕЧЕНЫ - невербальные особенности, проявления настроений и состояний, сиюминутных и явно долгосрочных ребенка. А это возможно лишь при встрече тестора с тестируемым 1:1, и потом соположении данных собеседования (устный субтест) с мнением родителей (послетестовая консультация с родителями каждого тестируемого отдельно, минут на 20-45).
В общем и целом, как по опыту более 10 лет и более 500 тестирований, так и по итогам последних тестов этого года, можно утверждать:
1) С каждым годом наблюдается тенденция все большего разграничения тестируемых на 2 категории - относительно сбалансированные билингвы (со всеми неязыковыми проявлениями билингвизма) ок. 15% и билингвы в процессе фоссилизации нестранового/русского языка ок. 70%.
2) Виной и первопричиной фоссилизации ("застывания" на уровне 4-5летнего ребенка и последующего "умирания") русского языка у детей в возрасте 10-12 лет - кроме уже известных факторов (второй кризис билингвизма, подростковый возраст с его психологическими и когнитивными маркерами) - ЯВЛЯЮТСЯ РОДИТЕЛИ. Их "некогда", их невнимание к собственной речи, отсутствие регулярных интересных для ребенка и подростка занятий и бесед с ребенком на русском языке. Родители, которые требуют от педагога за 1-2 часа в неделю совершать чудеса оживления русской речи, но сами не вывозят детей в русскоязычную среду - в СНГ, в РФ.
3) Также только родители, при участии опытных профессиональных педагогов (как дополнительных мотиваторов - умеющих интересно разговаривать с детьми по-русски, предлагая им не просто полезные, но и завораживающие, притягательные для них формы занятий) являются первопричиной развития сбалансированного билингвизма и полилингвизма.
Тут можно и нужно говорить о лингвокультурной педагогической запущенности со стороны родителей (2) и интенсивном лингвокультурном педагогическом/междисциплинарном/коммуникативном инпуте (3) - в связи с русским нестрановым языком для билингвов. Устоявшихся международных терминов для данного явления пока не существует. Но явление есть. И если не работать с родителями целенаправленно, бесплатно (на платное "всезнающие" не пойдут, а тем, кто пойдет, как раз помощь не нужна - у них все в порядке!) и постоянно. 

Как в этом участвовать России и странам пребывания семей национально-русских билингвов, решает каждый для себя. К чему приведет неосознанное воздействие на развитие многоязычия в мире - покажет время.

Приглашаем всех родителей и коллег к диалогу - на благо ваших детей и наших учеников!

Тема будет поднята на международной онлайн-конференции, организуемой ЕИ КФУ совместно с онлайн-школой "Место" (Австралия) в ноябре этого года. Участвуйте, регистрируйтесь, обсуждайте!

Сайт конференции (полная информация, регистрации выступающих и слушателей...): http://conf.nitforyou.com/