21 августа 2019
VI Международная археологическая школа продолжает свою работу в Болгаре

Открытие VI Международной археологической школы, которая проходит на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, состоялось 19 августа. Организаторами школы, проводимой при поддержке Фонда Президентских грантов, выступают Казанский федеральный университет и Институт археологии им. А.Х.Халикова АН РТ.

В 2019 году в школе принимают участие 93 человека из 10 стран мира – Великобритании, Германии, Египта, Колумбии, Ирака, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Беларуси и, конечно, России.

Целью организации школы является консолидация отечественных и зарубежных научных и образовательных ресурсов для внедрения новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Евразии. Школа ориентирована на потребности молодых учёных в знакомстве с новыми методами, представлении актуальных данных и коллаборации. Участники имеют возможность представить свои уникальные творческие проекты, обсудить их, получить экспертную оценку.

«Сегодня такая форма подготовки специалистов востребована на всем мировом пространстве. Международная археологическая школа является площадкой, на которой традиционно взаимодействуют учащиеся и преподаватели из самых разных стран. В работе по подготовке образовательных курсов принимали участие более 40 специалистов со всего мира, - рассказал руководитель школы, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков. – В перспективе перед школой планируется ставить новые задачи с учетом накопленного опыта и имеющихся результатов. Кроме того, возможно школы будут организовываться не только в летний период».

Программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной и для тех начинающих специалистов, которые уже принимали в ней участие – всего учеными КФУ и АН РТ разработаны более 20 разноплановых образовательных курсов, из которых и составляется общий план посредством чередования курсов. Так, в 2019 году работа школы будет организована в рамках четырёх научно-образовательных практико-ориентированных программ: археологическое стекло, история и реставрация древней керамики, палеоантропология, стабилизация и консервация археологического железа.

На занятиях секции «Археологическое стекло» участники школы знакомятся с подходами и методами описания стеклянных предметов в целом и стеклянных бус в частности. Серия теоретических и практических занятий посвящена технологиям производства стеклянных изделий, принципам классификации, полевой обработки и консервации археологического стекла. Также участники секции научатся определять химический состав древнего стекла и интерпретировать результаты анализа химического состава, узнают о разных стеклодельных мастерских и принципах их оценки.

Секция «Древняя керамика: история и реставрация» состоит из двух разделов. Первый раздел - история древней керамики - направлен на изучение первобытного гончарства в рамках историко-культурного подхода, разработанного российским ученым А. А. Бобринским. Чрезмерная или недостаточная очистка, неграмотная склейка и гипсовка, пренебрежение вопросами обессоливания и укрепления хрупкой керамики приводят к ее ускоренному разрушению в процессе последующего хранения. Во время работы второго раздела секции – реставрация древней керамики - участники осваивают основные методы реставрационной обработки археологической керамики.

Программа секции «Палеоантропология» была разработана для студентов, магистров, аспирантов и молодых специалистов в области археологии для расширения их теоретических и практических знаний, навыков и умений работы с палеоантропологическим материалом в рамках научно-исследовательских и научнопрактических проектов различного характера. Лекционный модуль секции посвящен современным проблемам физической антропологии. Практические модули секции охватывают основы работы с черепом, зубами и посткраниальным скелетом человека. Программа секции также включает отдельный модуль обучения методам полевой фиксации, консервации и реставрации палеоантропологических материалов. Завершающий обучающий блок посвящен методам диагностики палеопатологий и физиологического стресса в физической антропологии.

Одна из самых проблемных и часто встречающихся категорий археологических находок – железные предметы. И работе с ними посвящена секция «Стабилизация и консервация археологического железа». Форма и поверхность таких предметов скрыты наслоениями продуктов коррозии, они нестабильны и начинают активно разрушаться уже в первый год после извлечения из земли. Во время работы секции участники на практике знакомятся с методами расчистки археологических находок из железа, осваивают метод стабилизации активной коррозии в растворе щелочного сульфита в ультразвуковом поле и учатся грамотно проводить консервацию подобной категории находок

Курсы будут представлять, как российские, так и зарубежные преподаватели. Также программа школы будет дополнена общими лекциями и полевыми занятиями, направленными на ознакомление слушателей с вопросами сохранения и изучения культурного наследия Российской Федерации и современных технологий полевых исследований. Завершающим этапом работы Школы станет Международная молодежная научно-практическая конференция «Междисциплинарные исследования в археологии: достижения и вызовы». Работа школы продлится до 1 сентября.

Источник информации: Алина Искандерова, фотограф Инна Басырова