16 августа 2019
Елабужские встречи незабываемы

Как прошел X Международный фестиваль школьных учителей в Елабужском институте КФУ, рассказала «Учительская газета».

Статья о фестивале «Елабужские встречи незабываемы» Веры Костровой была опубликована в приложении к «Учительской газете» «Мой профсоюз» №33 от 15 августа. К слову, тираж номера – 32 000 экземпляров, а значит об уникальном форуме узнают еще больше педагогов страны.

«В десятый раз на Каме собирались школьные учителя

​Об учительском форуме, который ежегодно, начиная c 2010 года, организует Казанский федеральный университет на базе своего Елабужского института, «Мой профсоюз» писал неоднократно. В этом году в Елабуге вновь собрались педагоги из Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Башкортостана, Пермской, Кировской, Оренбургской областей, были делегации учителей из Беларуси и Чехии. В общей сложности 500 участников принял Елабужский институт КФУ в августовские дни, дав возможность каждому гостю на других посмотреть и себя проявить.

Традиционно для участников в рамках фестиваля организуется множество интересных творческих конкурсов, победители награждаются на торжественной церемонии закрытия. В нынешнем году были объявлены конкурсы на лучший афоризм о профессии учителя, лучшее поэтическое произведение о фестивале, конкурс фотографий в Instagram и конкурс фестивальных блогеров. Все победители получили ценные призы, а самый активный участник ФШУ (его определяют по итогам опросов модераторов) - путевку в санаторий от республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки. Абсолютным победителем 10‑го Международного фестиваля школьных учителей стала Ландыш Седова, учитель русского языка и литературы школы №31 города Нижнекамска.

Хозяев фестиваля радует, что год от года растет число участников, приезжающих на ФШУ во второй, третий, четвертый, пятый раз. Возвращаются сюда не только за новым опытом и передовыми технологиями, но и, что не менее ценно, для неформального общения с единомышленниками, для того чтобы встретиться с коллегами, которые постоянно стремятся расширить свои горизонты, любят учиться и совершенствоваться в профессиональном отношении.

На ФШУ умеют сочетать традиции и новации. Каждый год организаторы готовят для гостей что-то новое. Так, несколько лет назад в рамках фестиваля начали проводить «Ночь науки», а в прошлом году выделили площадку для реализации проекта «Здоровый учитель», где лекции и семинары вели медики и психологи, специалисты по здоровьесбережению.

В нынешнем году в работе фестиваля впервые принимала участие родительская общественность. Представители родительских комитетов Татарстана были приглашены не только на торжественную церемонию открытия. Для них была организована отдельная дискуссионная площадка «Школьный треугольник: учитель - ученик - родитель». В

формате ток-шоу учителя и родители смогли высказать друг другу накопившиеся претензии, все они были сформулированы и записаны на соответствующих «скрижалях» ведущими дискуссии, победителем конкурса «Учитель года Набережных Челнов»-2018 учителем английского языка лицея-интерната №79 Айнуром Хусаиновым и его коллегой Алмазом Ризатдиновым. После этого участники дискуссии разделились на несколько смешанных команд (в каждой оказались и родители, и педагоги), чтобы продумать концепцию нового внутришкольного устройства - принципиально новых взаимоотношений, позволяющих решить все озвученные проблемы. Завершающим аккордом встречи стала публичная защита проектов. Подобный опыт решения проблем и разногласий наверняка будет использован в школах республики, а возможно, и страны.

Республика Татарстан по праву считается одним из самых передовых регионов в сфере образования. По многим направлениям она является пилотной площадкой. На открытии 10‑го Фестиваля школьных учителей гости Елабуги узнали о том, что в республике дан старт реализации масштабной программы полилингвального образования. В шести районах уже запланировано создание современных полилингвальных образовательных комплексов, включающих в себя модернизированные дошкольные образовательные учреждения, учреждения общего и дополнительного образования, круглогодично действующие загородные образовательные центры, где преподавание будет вестись на нескольких языках: русском, татарском, английском и французском или немецком, причем важно, что концепция предполагает изучение языков без принуждения. Для этого будут использоваться самые передовые технологии и методики полилингвального образования. Об этом подробно рассказал участникам ФШУ главный почетный гость фестиваля первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, в настоящее время государственный советник, председатель попечительского совета республиканского фонда «Возрождение», специальный посланник ЮНЕСКО по межкультурному диалогу.

В программе фестиваля полилингвальному образованию было уделено должное внимание. Один из мастер-классов, посвященных повышению качества преподавания иностранных языков, вела лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018 учитель английского языка гимназии №39 Уфы Эмма Сафиуллина. Вообще же в Елабуге в этот раз можно было перенять опыт семерых учителей года - призеров, лауреатов и финалистов конкурса: приехали Илья Демаков и Олег Ренев из Санкт-Петербурга, Алексей Ветров из Кирова, Ренат Камалов из Глазова и Максим Новиков из Екатеринбурга.

В пятый раз модератором ФШУ стала Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса 2014 года, учитель биологии и заместитель директора лицея Иннополис. В этот раз Алла Николаевна привезла с собой целую команду коллег, в том числе Алишера Рахимова, учителя физкультуры, победителя республиканского конкурса «Учитель года по курсу ОБЖ», который провел незабываемый мастер-класс, посвященный соревновательным технологиям и мотивационным методам в обучении.

Жаль, что невозможно рассказать подробно о каждом из 45 модераторов, давших более 100 мастер-классов. Опытом делились не только оте­чественные специалисты, но и восемь иностранных преподавателей из Германии, Великобритании, Индии, Болгарии, Турции и Чехии. Среди них особо стоит отметить доктора философских наук, научного сотрудника кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока института педагогики Технического университета Дрездена Юлию Койнову-Цельнер. Она приезжает в Елабугу в течение нескольких лет, и ее мастер-классы, посвященные острым и актуальным темам, становятся для участников ярким педагогическим событием. К слову, мастер-классы Юлия Койнова-Цельнер ведет без переводчика.

Учителя, выбирающие мастер-классы иностранных коллег, могут убедиться, что за границей педагоги сталкиваются почти с теми же проблемами, но опыт решения их немного другой. Штефани Йентгенс, доктор института школьной педагогики и дидактики начальной школы Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера из Германии, со своими коллегами разработала методы мотивации детей к чтению. О них она подробно рассказала на своем мастер-классе, наглядно продемонстрировав, насколько эффективно работает данная технология. Каждый учитель литературы или начальных классов, присутствовавший на мастер-классе Штефани, сможет повторить ее в работе со своими детьми.

Вяра Тодорова Гюрова, доктор педагогических наук, профессор факультета педагогики Софийского университета имени Святого Климента Охридского, посвятила свой мастер-класс проблемам, с которыми сталкиваются в школе так называемые трудные дети. Используя свой опыт, основываясь на вполне конкретных ситуациях, она подводила участников к собственным нестандартным решениям.

Елена Олеговна Галицких, заслуженный учитель РФ, профессор Вятского государственного университета, в этом году в третий раз участвовала в фестивале в качестве модератора. Оба ее мастер-класса - «Имидж современного учителя в литературе и жизни» и «Методика обучения сочинению-эссе» - собрали рекордное число слушателей, что неудивительно. Мастер-классы и творческие мастерские Елены Галицких, где бы она их ни проводила, всегда сопровождаются аншлагом. Хотя мест для всех желающих не хватило, учителя не думали уходить: остались и слушали стоя.

Трудно назвать аспект школьной жизни, которому бы не было уделено внимание на ФШУ. Использование новых технологий, мотивация, проектная деятельность, эффективная работа в группах, смешанное обучение, конструктор урока, метапредметные связи, развитие познавательного интереса и повышение цифровой грамотности, создание единой команды в школе, использование на уроках интеллектуальных игр, имидж учителя - вот далеко не полный перечень тем, которые подробно раскрывались на фестивале.

Важно, что модераторы не только давали конкретные советы и делились готовыми решениями, но заставляли участников думать и размышлять. То есть работа каждого будет продолжена. Фестиваль - только начало, своеобразный толчок.

Об этом говорят и сами участники в своих отзывах.

Ирина Клевец, учитель-методист гимназии г. Сморгони Гродненской области Республики Беларусь, победитель республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года»-2006, отличник образования Республики Беларусь:

- Я являюсь председателем клуба «Хрустальный журавль», который объединяет победителей и участников белорусского конкурса «Учитель года». В нашей республике есть похожий по формату «Рождественский фестиваль», однако уровень представительства модераторов в Елабужском институте КФУ впечатляет. Отлично, что есть возможность получить знания от модераторов такого уровня, присутствовать на мастер-классах ведущих специалистов зарубежного образования. Очень радует доброжелательность и открытость к общению участников фестиваля, желание делиться своими идеями, наработками. Фестиваль позволяет пересмотреть свою работу, увидеть перспективы для профессионального роста. В этом, наверное, самый большой плюс фестиваля. В школе я веду биологию, но старалась выбирать надпредметные темы. Например, мастер-класс о развитии познавательной активности на уроках математики дал идеи, как реализовать новые технологии в моем профиле. Юлия Койнова-Цельнер представила очень интересные подходы к педагогике общения и развитию коммуникативных умений учеников. Я давно работаю в этом направлении, и мастер-классы помогли систематизировать знания. Очень благодарна Юлии за научно-теоретическую основу для тех приемов, которые реализую на своих уроках.

Айгуль Аяпова, учитель английского языка школы №86 Оренбурга:

- Наша школа открылась недавно, ей всего два года, и назвали мы ее «Школа новых возможностей». Например, как выпускница РУДН я веду факультатив по китайскому языку. На фестиваль в Елабуге мы приехали делегацией в 10 учителей, включая директора школы. Очень благодарна за теплый прием гостеприимной Республике Татарстан, Елабужскому институту КФУ, Елене Ефимовне Мерзон - руководителю этой фантастической феерии. На мастер-классах почерпнула для себя огромное количество методик и приемов, которые обязательно начну апробировать с 1 сентября. Полезной была не только полилингвистическая информация, но и опыт предметников в других областях. Ценно общение с учителями года, которые поделились удивительными лайфхаками.

Вот мнение модератора. Елена Галицких о фестивале:

- Яркая инициатива Елабужского института КФУ выдержала испытание временем, стала традиционной «образовательной встречей» педагогов всех рангов. Я была участницей двух фестивалей, в этом году в третий раз ехала сюда с чувством радости и тревоги. Потому что удивлять сложно, держать планку научного поиска нелегко, и я рада, что все получилось, что я не обманула ожиданий учителей.

Какие у этого фестиваля достоинства и отличительные черты?

Во-первых, именно этот фестиваль по своей сути, идее, замыслу и воплощению предназначен для учителей, здесь избегают формализма, начетничества, скуки, фестиваль обращен к уму и сердцу учителя. Этот фестиваль формирует имидж современного учителя нового века.

Во-вторых, содержание фестиваля наполняется актуальными идеями, спорными, оригинальными, новыми. Эта установка на поиск, творчество, свежесть научной мысли придает фестивалю особый эффект новизны и привлекательность.

В-третьих, практическая направленность фестиваля интересна учителю, который стремится расширить свой методический багаж новыми технологиями, приемами, открытиями. Вот почему на фестивале одним из любимых жанров является мастер-класс, здесь формируется опыт, обогащается стиль преподавания, выстраивается общение в диалоге, полилоге, сотворчестве.

В-четвертых, методический потенциал фестиваля - это самоорганизация педагогического творчества, это установка на самообразование каждого учителя. Поэтому любимые переклички на фестивале - это вопросы: что прочитал? А куда съездил? А что посмотрел? А в чем участвовал? Это взаимопомощь, открытость, корпоративная культура, профессиональное сообщество. Поэтому на фестивале так много модераторов - победителей конкурса «Учитель года».

В-пятых, это очарование елабужских мест, особый колорит университета с уникальным ректором, педагогическим коллективом, красотой взаимоотношений и стремлением быть лучшими. И мимо литературных музеев, исторических памятников и завораживающих душу ландшафтов пройти невозможно!

Можно продолжить перечисление, но выделю главное - Международный фестиваль школьных учителей точно определяет «нерв своего времени», всегда отвечает на вызовы мира, поэтому постоянно расширяет свои границы, сохраняет авторитет первопроходца и влияет на образовательную «погоду не только в доме», но и за его порогом.

Для меня очень важно, что именно в Елабуге происходят очень сердечные и содержательные «образовательные встречи» с коллегами, учеными, педагогами, друзьями и из других городов. Я уверена, что живое знание «от сердца к сердцу» не просто вдохновляет и помогает жить в школе и своей профессии, но и делает мир лучше, добрее и радостнее.

В заключение напомню, что участником следующего, 11‑го фестиваля школьных учителей может стать каждый, кто подаст заявку на сайте КФУ или самого фестиваля.

P.S. Говорят, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать или прочитать. Поэтому для тех, кто хочет хоть на несколько минут оказаться в Елабуге и почувствовать праздничную, теплую и дружелюбную атмосферу фестиваля, даем ссылки на видеосюжеты:

youtube.com/watch?v=yGP7QzHbziQ

youtube.com/watch?v=8x9qPo_2PS8

youtube.com/watch?v=jdPWCou4oYk

Источник информации: газета «Мой профсоюз» http://ug.ru/archive/80416