22 июля 2019
Профессия – математик, какая она?

Как было заявлено на прошлой неделе, в рамках рубрики «ПО ЭТАЖАМ ИММ» мы приоткрываем завесу, за которой скрываются знания и возможности для будущих студентов, решивших продолжить свое обучение в стенах Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ. Серию ознакомительных обзоров продолжает отделение математики.

Зачем нужна математика? Чем интересуется будущий математик? Как организован процесс обучения и где может работать математик? Об этом (и не только) рассказал заведующий отделением математики, профессор Семен Рафаилович Насыров.

Если попросить математика ответить на вопросы: «Зачем нужна математика?» или «Почему он выбрал профессию математика?», то он ответит, что математика является основой для изучения взаимосвязи между качественными характеристиками окружающего нас мира и количественными. Этот мир невозможно адекватно описать без анализа закономерностей, которые выражаются через числовые характеристики. Расчет траекторий движения космических спутников и межпланетных станций, ракет и подводных лодок, процессов рациональной добычи нефти из подземных скважин, актуарная (страховая) математика, анализ финансовых рынков, защита информации, конструирование квантовых компьютеров, анализ изучения геномов и многое-многое другое невозможно представить без математики. Современная наука ставит перед математиками новые задачи, и их исследование невозможно без создания новых теорий, установления новых фактов, которые оказывают существенно влияние на развитие как самой математики, так и других областей науки. Задача профессионального математика – не бездумное осуществление рутинного счета по известным заданным алгоритмам, а создание новых методов и теорий, установление фактов, позволяющих с других позиций взглянуть на окружающий мир.

Особый интерес к математике проявляют студенты, избравшие ее делом своей жизни. Будущий математик, обучаясь в КФУ, интересуется новейшими достижениями современной теоретической и компьютерной математики и их приложениями, выдающимися проблемами, стоящими долгие годы перед математическим сообществом, разбирается в основных тенденциях развития науки, исследует новые интересные научные проблемы. Выпускник-математик обладает такими необходимыми для специалиста качествами, как умение анализировать поставленные проблемы, создавать их математические модели, с использованием современного математического аппарата и разнообразных средств компьютерной и вычислительной математики анализировать эти модели и решать актуальные для теоретической математики и ее приложений задачи. Чтобы на должном уровне понимать, как правильно ставить математические задачи, исследовать их, делать численные расчеты и интерпретировать полученные результаты, нужно овладеть основами высшей алгебры, геометрии, дифференциального и интегрального исчисления, компьютерными технологиями.

На первых курсах студенты получают базовые фундаментальные знания, необходимые им в дальнейшем для изучения более специальных вопросов. На старших курсах, наряду с общими, студенты осваивают специальные курсы, которые они выбирают в соответствии с их математическими наклонностями и интересами. В ходе обучения особое внимание уделяется развитию у студентов логического творческого мышления, умения анализировать и аргументированно доказывать известные и новые математические факты.

Следует отметить, что знаменитая казанская математическая школа имеет многовековые традиции и славную историю. Имена Н.И. Лобачевского, Н.Г. Чеботарева, П.А. Широкова, А.П. Нордена, Б.М. Гагаева и многих других казанских математиков золотыми буквами вписаны в историю мировой науки, а их достижения активно используются во всем мире. Свидетельством высочайшего авторитета казанских математиков является то обстоятельство, что в 2017 г. КФУ выбран в качестве базового вуза, в котором образован и работает один из шести российских региональных математических центров с солидным финансированием, выделяемым на поддержку математических исследований в нашем университете.

Во время обучения у студентов есть возможность выбирать направление своих будущих исследований и научного руководителя. Ребятам нравятся как теоретические занятия, лекции, на которых они знакомятся с базовыми математическими понятиями, так и практические занятия, где они решают задачи под руководством опытных преподавателей, приобретают необходимый опыт в применении полученных теоретических знаний.

Кроме того, студенты могут получить навыки работы с научной литературой, опыт самостоятельных научных исследований, участвуя в тематических семинарах кафедр отделения математики, делая доклады на научных конференциях.

В последнее время, в связи с практическими запросами, для студентов отделения предлагаются новые актуальные профили подготовки – «Математика в цифровой экономике», «Наука о данных» (бакалавриат) и «Экстремальные задачи и задачи оптимизации» (магистратура).

Перечень организаций, в которых на сегодняшний день работают выпускники-математики, весьма обширный. Среди них можно отметить следующие: вузы Казани, Республики Татарстан, а также Российской Федерации; научно-исследовательские институты Российской Академии наук; отраслевые научно-исследовательские институты: коммерческие, финансовые, страховые организации, в которых уделяется внимание финансовой аналитике с использованием новейших знаний в области теории вероятности и математической статистики, защиты информации (эконометрика, анализ финансовых рынков, актуарная математика и пр.); организации, связанные с внедрением цифровых технологий, программированием, работой с базами данных.

Источник информации: Ильмир Валеев