28 мая 2019
"В ЕС давно говорят о необходимости обновления стратегии взаимодействия в отношении Центральной Азии…"

Турне председателя Европейского совета Дональда Туска по Центральной Азии стартует завтра, 29 мая. Что изменят предстоящие переговоры?

В ходе визита в Центральную Азию Дональд Туск планирует провести переговоры с лидерами таких государств, как Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. В официальном релизе пресс-службы главы Евросовета отмечается, что визиты Туска направлены на расширение партнерства с регионом. Эксперт АНО «Институт исследований Центральной Азии» Алексей Фоминых рассказывает о том, почему интерес Европейского союза к Центрально-Азиатскому региону проявился столь явно именно сейчас, каковы основные направления предстоящего развития взаимодействия и какие вопросы будут обсуждаться в рамках турне в кулуарах без вынесения на широкую аудиторию.


«Очевидно, что за двенадцать лет, прошедших с момента подписания действующей сейчас стратегии, в регионе многое изменилось…»


15 мая текущего года Европейской комиссией и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности было принято коммюнике, в котором говорится, что Европейский союз заинтересован в новом партнерстве с республиками Центральной Азии и обновлении стратегии взаимодействия с регионом, датируемой еще 2007 годом. По словам Алексея Фоминых, в ЕС давно говорят о необходимости обновления стратегии взаимодействия в отношении Центральной Азии, и теперь для этого создаются все необходимые условия.

«Очевидно, что за двенадцать лет, прошедших с момента подписания действующей сейчас стратегии, в регионе многое изменилось: произошёл транзит власти в Узбекистане, скоро состоятся президентские выборы в Казахстане, резко усилилось влияние Китая в регионе, неясны перспективы афганского урегулирования. Брюссель должен каким-то образом на эти процессы реагировать, фиксируя свою официальную позицию во внешнеполитическом документе. Так принято, это часть политической культуры Евросоюза. Кроме того, новая стратегия, скорее всего, будет дополнена и обновлёнными соглашениями о партнёрстве и сотрудничестве с отдельными государствами Центральной Азии, прежде всего, теми, куда и направляется Дональд Туск», - пояснил эксперт.

На выбор конкретного времени для визита председателя Европейского совета в центральноазиатские государства влиял целый ряд факторов, считает аналитик. Прежде всего, Евросоюз, погруженный в последние годы в собственные проблемы – финансовый и миграционный кризисы, Брекзит, - ранее не мог найти времени на решение внешних задач. Плотный рабочий график Дональда Туска также влиял на то, что визит откладывался. Однако вечно игнорировать Центрально-Азиатский регион нельзя, поэтому посещение упомянутых стран было организовано сразу, как образовалось «окно» - непосредственно после выборов в Европарламент.


«Европу сегодня крайне беспокоит экспансия Китая в Центральную Азию…»


В официальном пресс-релизе Европейского совета указано, что визит нацелен на расширение партнерства с регионом. Кроме того, отмечается, что в его рамках будут обсуждаться вопросы изменения климата, охраны окружающей среды, управления границами и региональной безопасности. Каковы же основные направления предстоящего развития взаимодействия?

Европейский союз - крупнейший торговый партнёр для большинства постсоветских государств, напомнил Алексей Фоминых. Это особенно ощутимо в Казахстане, где структура экономики во многом схожа с российской. По его мнению, Европе также очень интересно происходящее в Узбекистане, где модернизационные реформы президента Шавката Мирзиеева могут создать новый перспективный рынок для европейских товаров, технологий и образования.

«Все перечисленные в пресс-релизе визита Дональда Туска направления сотрудничества действительно будут обсуждаться, и будет сделан акцент на развитие взаимодействия в этих областях. К примеру, тема борьбы с изменением климата в Европе сейчас актуальна, как никогда. Границы стран Центральной Азии - особенно с Афганистаном - также являются предметом пристального внимания Брюсселя. Не зря Евросоюз долгие годы спонсировал программу содействия управления границами в Центральной Азии, направленную на повышение потенциала и институциональное развитие, развитие торговых коридоров, улучшение систем управления границами и искоренение торговли наркотиками в Центрально-Азиатском регионе», - обратился к истории взаимодействия ЕС и Центральной Азии эксперт.

При этом, подчеркнул Фоминых, еще интереснее то, что проходит «между строк», и не всегда отражается в текстах протоколов и меморандумов. Так, Европу сегодня крайне беспокоит экспансия Китая в Центральную Азию.

«Инициатива «Один пояс и один путь» нацелена, в конечном итоге, на рынки европейских стран. Центральная Азия - это транзитный коридор, и Брюссель всячески намекает странам региона, что для Китая они играют именно такую роль. А также роль поставщика природных ресурсов. Причём последнее делается зачастую на почти кабальных условиях, как в случае поставок в КНР туркменского газа, - обозначил аналитик. – Европа же, напротив, говорит о своих вложениях в развитие Центральной Азии с учетом интересов ее жителей: образование и человеческий капитал, создание современных финансовой, социальной инфраструктур, разработку передовых технологий, защиту окружающей среды и устойчивое развитие. Однако европейские инвестиции пойдут в регион лишь при условии соблюдения прав человека, принципов правового государства. Думаю, что именно тема инициативы «Один пояс и один путь», или степень готовности центральноазиатских стран к более активному проникновению Китая станет предметом кулуарных консультаций Дональда Туска с лидерами в Душанбе, Ташкенте и Нур-Султане».


«Для выработки обновлённой стратегии взаимодействия с Центральной Азией у Евросоюза сегодня все готово…»


Следует также добавить, что Брюссель достаточно адекватно представляет себе ситуацию в регионе, заметил Фоминых. Здесь активны европейские, в особенности немецкие экспертные центры. Так, например, региональные представительства Фонда им. Фридриха Эберта и Фонда им. Конрада Аденауэра постоянно организуют мероприятия с местными экспертами, издают совместные публикации, изучают мнения элит и широких слоёв населения по проблемным вопросам.

«Для выработки обновлённой стратегии взаимодействия с Центральной Азией у Евросоюза сегодня все готово, была проделана огромная аналитическая работа. И визит Дональда Туска тоже будет подготовлен качественно, в этом сомневаться не приходится», - убежден Алексей Фоминых.


«Сложно сказать, почему в маршрут турне Туска не вошли Кыргызстан и Туркменистан…»


Многие обратили внимание на то, что в программу визита председателя Европейского совета в Центральную Азию не были включены такие центральноазиатские республики, как Кыргызстан и Туркменистан. Почему они остались за пределами внимания Евросоюза – вопрос интересный. Однако найти на него ответ не так просто.

«Сложно сказать, почему в маршрут турне Туска не вошли Кыргызстан и Туркменистан. С Ашхабадом у Евросоюза отношения довольно сложные - но и у всего остального мира они тоже непростые, учитывая закрытый характер режима в Туркменистане. Что касается Бишкека, здесь европейское и вообще западное присутствие традиционно заметнее на фоне соседних стран. Возможно, Киргизия просто не вписывается в логику турне. Нельзя объять необъятное», - предположил эксперт.


«Достижения на посту председателя Европейского совета будут серьёзным конкурентным преимуществом на президентских выборах в Польше…»


Не следует списывать со счетов в рамках визита в Центрально-Азиатский регион и фактор личности самого Дональда Туска. Напомним, он выдвигает свою кандидатуру на пост президента Польши на выборах, которые пройдут в 2020 году, и, вполне возможно, стремясь разрешить трудности Евросоюза в регионе на посту председателя Европейского совета, он планирует в очередной раз продемонстрировать свою состоятельность электорату Польши.

«Я не исключаю, что если в ходе визита Туска будут достигнуты какие-либо принципиально важные договорённости, это будет использовано им в целях последующего политического пиара. После выборов в Европарламент до конца года расстановка политических сил в Европе сильно изменится, это коснётся и ключевых руководящих фигур. Если Туск вернётся активным игроком в польскую политику, его достижения на посту председателя Европейского совета будут серьёзным конкурентным преимуществом на президентских выборах в Польше», - резюмировал Алексей Фоминых.

Источник информации: Алина Искандерова