14 октября 2019
Ученые ИПО КФУ исследуют проблемы буллинга в школах

В известном академическом издательстве Nova Science Publishers (Hauppauge, New York, USA)  вышла международная монография “Bullying in Schools: Prevention, Gender Differences and Perspectives» , одна глава которой написана учеными Института психологии и образования Казанского федерального университета.

Монография состоит из семи частей. Результаты своих научных исследований представили ученые из  США, Лесото, Испании, Австралии, Индонезии, России.

Во монографии «Буллинг в школах: предотвращение, гендерные различия и перспективы» представлено исследование, которое может помочь в проведении дальнейших исследований по вопросам буллинга в разных странах путем предоставления четких рекомендаций, которые помогут исследователям принять во внимание культурно приемлемые сравнения.

В главе, написанной завкафедрой педагогики ИПО КФУ профессора Розой Валеевой и доцентом кафедры педагогики Лейсан Рыбаковой, рассматриваются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка различных методов обеспечения эффективной профилактики и психолого-педагогической коррекции издевательств в школе.

По словам авторов статьи, в Институте психологии и образования Казанского университета было  проведено тематическое исследование с целью теоретического обоснования и экспериментальной проверки содержания, сложных форм и методов обеспечения эффективной профилактики и психолого-педагогической коррекции издевательств в школе.

Проблема насилия и агрессии изучается много лет, и эти явления достигают огромных масштабов. Учителя и школьные психологи все чаще обращают свое внимание на проблему насилия среди учащихся. В России насилие в школе называли травлей. Зарубежные исследователи называют это явление буллингом, термин сейчас стал укореняться в российской педагогике, - комментирует Роза Алексеевна.  - Несмотря на новый термин, издевательства описывают старое явление: жестокое обращение с детьми.

На сегодняшний день это явление приобрело особую актуальность. Педагоги и психологи всего мира серьезно встревожены проблемой насилия в детских группах.

- В раннем подростковом возрасте проблема издевательств особенно важна, потому что в этом возрасте, изучив определенный тип поведения, например, поведение «жертвы», человеку, возможно, придется следовать за ним в будущем. Следует отметить, что ситуация с издевательствами негативно сказывается не только на «жертвах», но и на «преследователях».

Если демонстрация агрессии имеет удовлетворительный эффект для ребенка, это может быть зафиксировано как доминирующий стиль поведения в дальнейшей жизни, уверена ученый.

- Любой ребенок может стать жертвой, но обычно выбирается тот, кто чем-то отличается от других или слабее. Наиболее частыми жертвами насилия в школе являются дети, которые имеют недостатки в физическом развитии, специфической внешности или поведении. Очень часто замкнутые дети (флегматики и интроверты) или, наоборот, дети с импульсивным поведением становятся жертвами насмешек и агрессии. Гиперактивные дети могут выступать как жертвами, так и правонарушителями, и зачастую одновременно и там и там. Школьная фобия, слабые социальные навыки, отсутствие опыта группового взаимодействия (домашние дети), трудности в обучении и низкий интеллект, некоторые заболевания часто делают детей жертвами буллинга.

Проявления издевательств в школе обусловлены, прежде всего, тем, что школа - это универсальная арена, место, где дети могут высвободить свои накопленные негативные домашние импульсы. Школьники устанавливают определенные ролевые отношения. Еще одним фактором, способствующим буллингу в школе, является неспособность учителей решить эту проблему.

В эксперименте приняли участие 53 школьника-подростка из Казани.

- Целью эксперимента было установить базовые эмпатические тенденции, показатели агрессивности подростков, уровень издевательств и общее присутствие издевательств в группе, - пояснила Валеева.

По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа, содержащая формы и методы профилактики и психолого-педагогической коррекции издевательств среди младших школьников.

Исследование подтвердило гипотезу, основанную на предположении о том, что эффективность профилактики и психолого-педагогической коррекции издевательств среди молодых подростков была бы полезной, если бы она основывалась на основных характеристиках понятий «издевательства», «буллинг-структура»; учитывала возрастные аспекты проявлений издевательств в раннем подростковом возрасте; содержала эффективные формы и методы предотвращения издевательств в школе.

 

Источник информации: Галина Хасанова