Проект «Университет третьего возраста», реализуемый в Учебном центре социально ориентированных программ ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ успешно ведет свою деятельность уже более 10-ти лет. В этом году он попал в фокус исследовательских интересов студентов-социологов Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета.
Так, юные социологи Регина Марданшина, Эльвира Сабирова, Адель Хаертдинов и Дина Хаялеева задались вопросами: «Что представляет собой «Университет третьего возраста?», «Каковы особенности проекта?», «Кто является слушателями, их мотивация и цели».
На протяжении нескольких дней группа исследователей активно взаимодействовала со слушателями: была сторонними наблюдателями на нескольких лекциях, беседовала с «особенной» студенческой аудиторией, а также получила подробную информацию от Мизгиревой Тамары Ивановны, заведующей Учебным центром социально ориентированных программ.
Представляем интересные результаты исследования:
Университет третьего возраста на базе КФУ на сегодняшний день реализует 6 актуальных программ. В последнее время особое внимание уделяется получению компетенций по основам финансовой грамотности.
Источники информированности об Университете третьего возраста самые разные: кто-то узнал от своих знакомых, кто-то получил информацию на сайте КФУ, Союза пенсионеров РТ, другие – из средств массовой информации. Ну а некоторая часть слушателей узнала посредством «сарафанного радио».
Основная цель, которой руководствуются слушатели при посещении курсов – это, в первую очередь, большой интерес, желание не отставать от жизни, а потом уже общение, проведение досуга.
«Когда мы учились в молодости, у нас была одна задача – получить профессию. А сейчас мы учимся, чтобы развиваться дальше, - отмечали многие слушатели Университета третьего возраста.- Это продлевает активную жизнь, дает замечательную эмоциональную разгрузку».
Также ими был отмечен качественный уровень получаемых знаний, высокая квалификация преподавателей, и уважительное отношение к слушателям.
«Университет работает не по остаточному принципу. Какие здесь хорошие преподаватели! Здесь нам интересно. Мы очень признательны организаторам Университета», - резюмировали респонденты.
«Несмотря на то, что мы - люди с внушительным жизненным багажом, получаемая информация является для нас интересной и очень полезной, - говорит одна слушательница. - Вот я ходила на курсы по истории Казани. Теперь уже специально обращаю внимание на здания, каждую табличку разглядываю: кто здесь жил, кто бывал и когда. Город свой очень полюбила».
В процессе беседы студенты услышали и пожелания слушателей по дальнейшему развитию Университета третьего возраста:
«Пусть бы расширялась тематика, групп формировали больше, ведь желающих много». Что касается самих предметов, то слушатели хотели бы новые направления, в частности языковые. «Немецкий в проекте есть, а хотелось бы и английский язык изучать. И на испанский язык люди пойдут, и на французский».
Также прозвучали предложения по организации тренингов, особенно психологической направленности и выездных экскурсий по городам России. (В рамках Университета третьего возраста у Союза пенсионеров РТ был опыт организации выездных туристических поездок за счет слушателей).
Подытожив исследование, социологическая группа студентов сделала вывод: Университет третьего возраста - жизненно необходимый социальный проект!
(Материал был подготовлен на основе исследования студенческой группы социологов).