25 апреля 2019
Подводя некоторые итоги

Преподаватели ЦРК UNIVERSUM+ ИМО завершают программу повышения квалификации по основам тестологии.

По результатам проведенных занятий у участников программы возникло много вопросов, поэтому одно из занятий было проведено в формате дискуссионной площадки. Все преподаватели приняли активное участие в обсуждении широкого круга вопросов: были подняты самые актуальные проблемные аспекты, которые возникают в процессе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Дискуссионная площадка помогла преподавателям обменяться опытом по наиболее интересным практикам, которые представлены в данной статье в виде вопросов, заданных самими же участниками дискуссии, и ответов, полученных в результате обсуждения.

Весь спектр обсуждаемых аспектов можно условно разделить на три группы:

Вопросы, касающиеся формата обучения, были самыми разными, начиная от заданий и выделяемого времени по тому или иному аспекту речевой деятельности, до обсуждения наиболее оптимальной для каждого ученика формы обучения.

- Ни для кого не секрет, что ЕГЭ – чрезвычайно трудоемкое испытание как для выпускников, так и для преподавателей, готовящих к нему своих подопечных. С чего начать подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку? И сколько в среднем времени займет качественная подготовка? 

- Действительно, итоговое испытание по каждому предмету имеет специфику. ЕГЭ по английскому языку состоит из письменной и устной частей, а, значит, подготовка должна идти по двум фронтам. Или, если быть точным, по четырем: аудирование, чтение, письмо, говорение. И начинать нужно с аспектов, в которых обнаружились наибольшие пробелы в знаниях и умениях учащегося – как правило, это путаница в грамматике и бедный лексический запас.

Диапазон времени, отводимого на подготовку к этому экзамену, весьма индивидуален, однако, разумеется, что чем раньше подготовка начнется, чем регулярнее она будет, тем основательнее подготовится ученик. Идеальный вариант – 10-й класс как старт тренингов. Громкие лозунги «Подготовим вас к экзаменам за две недели до них» остаются не более, чем рекламным ходом, примерно таким же, как «Выучить китайский за три дня». Это нечто эфемерное и недоступное здравому смыслу. Серьезные преподаватели относятся к таким профанациям с юмором – как и сами учащиеся, и их родители.

- Какой формат обучения наиболее оптимален для старшеклассника: индивидуальный или в группе?

- В конечном итоге решение в этом отношении принимает сам учащийся: он попробует оба формата и выберет подходящий лично ему / ей. Бытует мнение, что интравертам лучше заниматься тет-а-тет, однако известно множество случаев, когда в группе замкнутость исчезала и учащиеся разного темперамента и склада ума замечательно взаимодействовали, помогали друг другу, с юмором воспринимали свои ошибки и готовы были совместно их исправлять.

В мини-группах (5-7 человек) сохраняется идеальный баланс между фронтальной работой и индивидуальным подходом. Мотивация, как правило, высока и автоматически поддерживает самодисциплину – домашние задания всегда выполнены в срок и в полном объеме.

- С какими методическими сложностями может столкнуться преподаватель, работающий с мини-группой (5-7 человек)?

- Прежде всего, это изначальный уровень языковой подготовки, который может быть очень разным. Преподавателю важно определить все проблемные точки и разработать схему подготовки для каждого своего подопечного. Сложнее всего эти схемы встроить в общую канву занятия, но нет ничего невозможного – как говорится, the sky is the limit. Каждое занятие с такой мини-группой необходимо начинать с работы, нацеленной на проблемные точки.

Если это отставание качества письменной речи (misspelling) от хорошего говорения у одного и того же ученика, то проводится небольшая spelling battle – буквально на 2-3 минуты – когда учащиеся диктуют друг другу по очереди 5-6 вызывающих затруднения слов и затем проверяют себя вместе с преподавателем. Если группа достаточно сильна, можно усложнить задачу: слова могут быть на русском языке, но «спеллинговать» их нужно на английском. Постепенно темп выполнения задания растет. Таким образом, в это упражнения можно вынести наиболее трудные для конкретной группы слова и словосочетания, а также новую лексику, которую ученики почерпнули из чтения или преподаватель давал группе тематически. Действенны также мини-диктанты на регулярной основе.

Бывает еще и так: учащийся пишет хорошие сочинения с продуманным сюжетом, соблюдением структуры, однако теряется при построении устных высказываний, путает порядок слов английского предложения и теряет весь свой богатый вокабуляр на первых минутах выступления. Тогда на уроках добавляется работа с устным объяснением слов на английском по цепочке: ребятам предлагаются слова, которые они уже прошли на предыдущих занятиях, либо новые слова, значение которых ребятам предлагается определить сразу (повышенный уровень сложности).

Терпеливо разбираются все нюансы, «скелет» предложения. Точно таким же путем хорошо отрабатывать построение вопросов (и это пригодится учащимся не только в устной части ЕГЭ, но и в целом в общении на иностранном языке, ведь язык – прежде всего, общение, состоящее из вопросов и ответов).

- Необходимо ли наращивать вокабуляр, или достаточно регулярно тренировать определенный тип заданий, и лексика «натренируется сама по себе»?

- Всегда хочется верить в чудеса, в одаренность каждого учащегося в каком-то определенном аспекте, однако без создания крепкого лексического фундамента не построишь красивое здание под названием «уверенное владение иностранным языком». Нет такой вакцины, которая позволила бы с легкостью перескочить с уровня Elementary на уровень Intermediate.

Когда рост постепенен, прогресс наиболее стабилен. Когда пройденная лексика постоянно фигурирует в речи, она навсегда “поселяется” в активном словарном запасе ученика и уже не будет просто эффектом Deja-Vu, когда смотришь на слово и мучительно вспоминаешь, где же ты его видел.

- Именно поэтому часто советуют давать упражнения на синонимизацию слов и словосочетаний?

- Эссе, например, как наиболее требовательная часть письменного экзамена, должно строиться не на повторах одних и тех же слов в формулировке темы, а на перифразе темы внутри сочинения. Без знания синонимов здесь не обойтись, поэтому на каждом занятии учитель с учениками собирают лексические «бусы» по слову, по фразе, обращая самое пристальное внимание на идиоматические выражения, пословицы, поговорки, цитаты известных людей, где может встречаться подобная лексика.

- Как подкрепить веру учащегося в себя, особенно если что-то не получается сразу?

- Бывает такое, что начинается паника из серии «Я все забуду» или «Перепутаю схемы заданий» т.п. В этом случае занятие становится в некотором плане сеансом психотерапии, поскольку задача учителя состоит также и в том, чтобы вселить уверенность, что у учеников  них все получится. Да, получается по-разному: кто-то справляется быстрее, кому-то требуется больше времени.

Все ученики разные. Ошибки совершают все. Важно научить расставлять приоритеты и корректно распределять время при выполнении заданий. И если переживания могут захлестнуть уже в начале экзамена, можно посоветовать после аудирования в письменной части справиться с наиболее объемными заданиями: чтением и эссе. Можно тренироваться с будильником в классе и дома, главное – соблюдать регулярность.

А преподавателям можно посоветовать делать творческие трехминутки между заданиями (особенно сложными) на развитие памяти, внимания, реакции. Например, это может быть антонимизация: называется слово русском языке и нужно привести его антоним на английском. Такие упражнения выталкивают учеников из зоны комфорта, напрягают, однако постепенно приводят к нужному результату: уверенному быстрому ответу, да еще с синонимами. Нужно мозг приучать работать в условиях стресса и уметь сконцентрировать внимание даже, к примеру, в условиях шума, чужой паники.

 - Нельзя забывать, что все учителя - еще и психологи…

- По статистике, наибольшим страхом ЕГЭ является «Не успею по времени», далее обычно – «Я все забуду», сложные темы эссе и нежелание оплошать перед близкими людьми. Лучше проговорить эти страхи, понять их причины и разработать конструктивный план нивелировки этих страхов. Успеть реально, если каждому заданию отвести определенное время и стараться не забирать его у других заданий. Учиться просмотровому чтению с выделением ключевых мыслей, приучать себя работать с большими пластами информации. Эссе бояться – в лес не ходить.

Не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Да, помогают смешные перифразы пословиц и поговорок, которые будут отвлекать от грустных мыслей. И чтобы не запутаться в аргументации, просто опираться на план, который обычно заучен наизусть к моменту экзамена. Память обязательно сработает, просто важно не мешать ей своим излишним волнением.

 Важно также помнить, что в 2019 году будет две темы на выбор, и можно будет выбрать наиболее близкую, наиболее понятную. В самом начале необходимо также определиться, согласны Вы с мыслью, высказанной в теме эссе или нет. Полутонов быть не должно. Соглашаюсь или не соглашаюсь.

Аргументацию можно развить, включая комментирование той или иной темы по схеме эссе в канву занятия. Сначала порционно: одна часть группы занята поиском аргументов за, другая – против. Выделяем также наиболее сильные аргументы – их мы советуем приводить в конце, усилив тем самым свою позицию. Контраргументы обычно подбираем вместе. Затем стараемся найти аргументы по времени.

- Как должна протекать работа со словообразованием? Грамматикой?

- Нужно детализировать префиксы и суффиксы, вести словарик, разбирать семантическое поле слов (разнообразные значения) и обязательно акцентировать внимание на исключениях. Необходимо также разобрать схему работы с этим типом заданий: научиться определять отсутствующую часть речи, оценить исходное слово и определить возможную эволюцию слова от глагола к прилагательному, от существительного – к глаголу, т.д. Обязательно просматривать словарик в конце дня! Заучить все это сложно, но вполне вероятно запомнить, встречая визуально ежедневно.

- Как готовиться к аудированию?

Совет прост, как мир: окружить себя языком. Вариантов множество: создать группу заинтересованных в WhatsApp, где ребята будут общаться на английском языке, уточняя кое-какие явления на русском языке; разговаривать со сверстниками из других стран по Skype;  слушать песни на английском языке; смотреть фильмы, программы и т.д.

- С какими сложностями приходится сталкиваться при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по английскому языку?

-У учеников иногда возникает путаница в требованиях к определенным типам задания: если в личном письме косвенные вопросы могут использоваться, то, к примеру, в задании 2 устной части их быть не должно. Они также могут путать базисные схемы для заданий устной части (так как есть вопросы по похожим картинкам в устной части).

 В этой связи очень важно весь путь экзамена – от начала до конца – пройти с учащимися вместе, акцентируя внимание на мельчайших нюансах, коих в экзамене много. Экзамен многокомпонентный, непростой, но осилить его вполне возможно, если совместно идти к одному результату, не забывая, что мы работаем с детьми.

- Что можно пожелали учащимся накануне важных испытаний в их жизни?

- Верить в себя и свои силы, на экзамене максимально сконцентрироваться и не обращать внимания на чужую панику. Если вы готовились, значит, сможете все это изложить и рассказать. Важно собраться. Всем успехов и достижения тех высот, которые вы наметили!

Слушатели программы дали высокую оценку данному занятию.

Гульнара Валиева, ст. преподаватель кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий ВШИЯиП ИМО:

- Всегда очень продуктивно проходят занятия, где преподаватели делятся своими наработками. Было очень интересно слушать всех выступающих. В этот раз мне особенно запомнилось, как открыто и с юмором своим опытом подготовки к ЕГЭ с нами поделилась доцент кафедры теории и практики перевода ИМО КФУ Олеся Владимировна Бабенко.

 Она рассказала не только о конкретных фонетических, грамматических и лексических упражнениях, способствующих формированию необходимых для сдачи экзамена навыков, но и психологических моментах, являющихся порой ключевыми причинами набора недостаточных баллов учениками. 

Ведь не секрет, что многие не могут сдать экзамен по причине стресса, страха не успеть или забыть весь материал. Также особое внимание было уделено "полезным" играм, которые педагог может применить в случае, когда выполнение типичных заданий становится чересчур утомляющим, и которые способствуют оживлению учеников, повышению их мотивации. В целом, на семинаре царила дружелюбная теплая атмосфера, и каждый участник мог поделиться своим опытом.

Альфия Баранова,  доцент кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий ВШИЯиП ИМО:

- Мастер-класс по обучению подготовке к ЕГЭ был супер-полезным. Преподаватели рассказывали о нюансах подготовки школьников, о том, что помимо отработки вопросов этапов ЕГЭ, очень полезным и продуктивным для самих же школьников является расширение их лексики. Чем больше слов, фраз и т.д. знает школьник, тем больше шансов у него будет не застопориться в любом из видов заданий.

И с этим нельзя не согласиться. Порадовало то, что преподаватели,  причем с многолетним стажем именно в этой области не просто давали советы, а приводили примеры работы с разными группами, особо акцентируя внимание на часто совершаемых ошибках и возможностях их предотвращения. Спасибо ЦРК UNIVERSUM+ за полезные мастер-классы.

 

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM +ИМО КФУ