22 апреля 2019
Прогресс с христианской точки зрения

ПРОГРЕСС С ХРИСТИАНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ


16 апреля и.о. заведующего кафедрой религиоведения ИСФНиМК КФУ А. П. Соловьев встретился с участниками молодежного православного клуба «Азбука». В рамках встречи Артем Павлович Соловьёв прочитал молодым людям лекцию на тему «Христианство и прогресс» и ответил на животрепещущие вопросы.

В рамках осуществления проекта взаимодействия между кафедрой религиоведения и Казанской епархией Русской Православной Церкви А. П. Соловьев выступил перед участниками молодежного православного движения Казани. Помимо основной темы, участникам встречи было рассказано о кафедре и направлениях ее деятельности. В ходе лекции слушатели проявляли живой интерес к рассматриваемым проблемам, задавали вопросы и высказывали собственное мнение по поводу обсуждаемой темы.

В своей беседе с участниками клуба «Азбука», А. П. Соловьёв подчеркнул, что прогресс как процесс развития (усложнения и совершенствования) технических и социальных систем направлен на организацию комфортных условий проживания человеком своей жизни. В свою очередь, комфортные условия, по своему назначению, должнывести к тому, что человек в телесном, психологическом и социальном аспектах своего бытия испытывает чувство удовлетворения, определяемого человеком как счастье.

В своей лекции и. о. заведующего кафедрой сумел донести до аудитории тезис, что сама идея прогресса сегодня формируется в рамках антропоцентризма и рационализма, характерных для цивилизации модерна.Такое понимание прогресса предполагает реализацию идеалов, выраженных мыслителями эпохи Просвещения: свобода, равенство, рационализация, счастье.

Однако, говоря о прогрессе, А. П. Соловьёв предостерёг молодых людей от идеализации этого явления, отметив, что технический и социальный прогресс приводят не только к положительному эффекту, но и к негативным последствиям: рациональность подавляет иррациональную основу свободы и творчества, равенство (унификация, гомогенизация) размывает идентичность и региональное своеобразие, усложнение и специализация наук ведет к утрате целостного восприятия мира, ускорение прогресса приводит к ощущению постоянной изменчивости и нестабильности.

Именно поэтому, как было отражено в лекции, цивилизация модерна вырабатывает способы компенсации этих негативных последствий, которые в своей основе имеют утрату смысла и восприятие деятельности как рационально-рутинной.Компенсаторные формы деятельности позволяют установить эти смыслы: так рост интереса к религии компенсирует вытеснение иррационального и размывание идентичности, рост интереса к культурам происхождения компенсирует рациональную унификацию, размывающую идентичность, творческие и экстремальные виды за пределами трудовой деятельности способствуют утверждению смысла, который теряется в рутинной и обезличенной повседневности.

Артём Павлович отдельно обратил внимание на то, что указанные особенности цивилизации модерна определяют то, какие именно акценты расставляются сторонниками идеи прогресса и ее противниками в ходе их взаимной полемики.Естественно, что сторонники прогресса акцентируют внимание на положительных аспектах, а их противники - на отрицательных.

Нужно отметить, что христианские мыслители чаще всего видели в прогрессе отрицательные черты, делая акцент преимущественно на негативных его последствиях (святитель Игнатий (Брянчанинов), архиепископ Никанор (Бровкович), К. Н. Леонтьев, А. Ф. Лосев и др.). Это определялось тем, что идея постоянного благоденствия человека в этой жизни не является христианской.

Тем не менее, как рассказал в своём выступлении А. П. Соловьёв, прогресс – процесс, который в современном мире оказывается объективной реальностью, сконструированной обществом, и имеет непреодолимую инерцию. В этом смысле христианинможет только выстраивать определенное отношение к этому процессу. И тут есть три возможности.Во-первых, бороться с прогрессом.Во-вторых, принимать прогресс как данность, которая может быть использована в качестве средства для жизни в этом мире.В-третьих, воспринимать возрастание интереса к религии (и к христианству в частности) как компенсаторную реакцию цивилизации модерна на рационализацию жизни и отчуждениечеловека от живых смыслов в ходе прогресса.Третий тип отношения христианина к прогрессу может сочетаться с первыми двумя, но именно в случае сочетания второго и третьего типов такое отношение можно определить как критически отрефлексированное и потенциально продуктивное в богословском, катехизаторском и миссионерском аспектах.

После окончания беседы, её участники активно интересовались деятельностью кафедры и направлением её деятельности. Также многие из них выразили надежду, что подобные встречи войдут в традицию и станут постоянным явлением культурной жизни Казани.

Источник информации: Кафедра религиоведения