19 декабря 2018
Итоги работы Центра повышения квалификации в 2018 году

В 2018 году Центр повышения квалификации организовал 11 программ повышения квалификации в 20 учебных группах:

  1. Противодействие коррупции. Программа организована в исполнение подпункта «н» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции, в рамках п. 12 Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы (Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 года, № 816-р); разработана на основе программы Министерства образования и науки РФ и РАНХиГС (согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации 11 ноября 2014 г. № А79-5237); реализуется в рамках рекомендуемых направлений повышения квалификации в ФГОО, подведомственных Министерству образования и науки РФ (письмо Директора департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО № 06-1810 от 07.12.2015). Режим занятий: 72 часа, очно (совместно с юридическим факультетом)
  2. Современные методы микроскопии в образовательной и научной деятельности (общий курс для представителей различных естественнонаучных направлений реализуется в рамках цикла программ повышения квалификации, посвященных использованию приобретенного дорогостоящего научного оборудования и современным методам научного анализа в соответствии с приказом ректора КФУ № 01-06/1039 от 09.11.2015; совместно с Междисциплинарным центром «Аналитическая микроскопия»; 144 часа) (3 группы)
  3. История  и философия науки (совместно с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций; 72 часа; 2 группы)
  4. Современные тенденции развития информационных технологий (72 часа). Цель программы – приобретение слушателями компетенций в области преподавания дисциплин по направлениям, связанным с информационными технологиями. Программа предусматривает  изучение следующих укрупненных модулей: CASE технологии и математические основы разработки программного обеспечения; роль информационных технологий в развитии современной экономики; математический аппарат развития современных информационных технологий; большие данные, современные технологии работы с ними и методики обучения работе с ними; нейросети, технологии работы с ними и методика обучения работе с ними; проблемы управления инновационными проектами в сфере информационных технологий (Atern, Agile, DevOps). Практическая часть предусматривает приобретение и развитие навыков работы с нейросетями, Большими данными, CASE технологиями, управления инновационными проектами в сфере информационных технологий в научно-образовательной сфере и ориентирована на их эффективное применение (совместно с Институтом вычислительной математики и информационных технологий)
  5. Постметодическая дидактика: обучение иностранным языкам 4.0 (72 часа; совместно с Институтом международных отношений). Уникальность программы заключается в использовании передовых методов и технологий  обучения иностранным языкам, в том числе, языковой анимации. В качестве консультантов в программе задействованы носители языка – референты Федерального министерства образования Австрии. Все участники курса будут обеспечены высококачественным методическим материалом.
  6. Технологии творчества в повседневной практике преподавания (72 часа). Программа разработана авторами, занимающимися данной проблематикой более 20 лет и имеющими в своем научном арсенале ряд монографий, в которых вопросы педагогического творчества и визуализации рассматриваются с точки зрения различных форм и методов обучения. Программа ориентирована на приобретение слушателями компетенций в области методов визуализации при организации очных занятий, развитие творческих способностей, проектировании дидактических единиц, организации самостоятельной работы студентов и аттестационных мероприятий. Во главу угла поставлены вопросы творческих методов подготовки и проведения занятий, планирования образовательной деятельности с использованием интеллектуального картирования.
  7. Медиация. Базовый курс (108 часов). В настоящее время существует множество представлений о конфликтах и способах их разрешения. Обобщению и систематизации понимания конфликта способствует развитие разных научно-методологических подходов, доказавших свое существование еще в конце ХХ века. В информационно-правовом поле при урегулировании конфликтов довольно большое внимание уделяется проблеме загруженности судебной системы. Помочь  решить обозначенную проблему можно, применяя внесудебные (альтернативные суду) методы разрешения конфликтов, ставшие в нашей стране популярными благодаря вступлению в силу 1 января 2011 года Федерального Закона № 193 (о медиации). Важно отметить ряд преимуществ медиации перед остальными внесудебными методами, но в компаративе с ними  она не лишена и некоторых издержек. Опираясь на опыт других стран, в которых медиация применяется уже несколько десятилетий, можно предположить, что данный вид альтернативных методов урегулирования конфликтов станет наиболее популярным в современной России (совместно с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций).
  8. Аналитико-информационные компетенции и повышение публикационной активности преподавателя современного вуза. Целью программы является  приобретение слушателями профессиональных компетенций, направленных на оперативное информационное обеспечение образовательной и научной деятельности, с помощью эффективного использования электронных ресурсов и наукометрических инструментов. Сквозной идеей программы является международная конкурентоспособность университета и система формирования глобальных рейтингов с акцентом на проблеме публикационной активности, как одном из важнейших критериев обеспечения роста рейтинга университета. Программа разработана с учетом ведущих российских и зарубежных практик  развития компетенций исследователя, необходимых для подготовки научных публикаций международного уровня. Она всестороннее освещает  вопросы, связанные с технологией информационного поиска, обработкой и агрегированием актуальных и ретроспективных электронных научных источников при проведении исследования и в учебном процессе. В рамках курса рассматриваются современные научные коммуникации, технологии производства, продвижения и оценки научных результатов. Практическая часть предусматривает приобретение навыков работы с современными поисковыми и библиометрическими системами, социальными медиа в научно-образовательной сфере и ориентирована на их эффективное применение в профессиональной деятельности. (72 часа; совместно с Научной библиотекой им. Н.И.Лобачевского)
  9. Информационная компетентность преподавателя в области применения IT в учебном процессе университета. Лекционный ознакомительный курс рассчитан на 16 часов очного обучения и состоит из набора следующих тем: Электронная образовательная площадка КФУ; Структурирование информации в среде сетевых дистанционных курсов; Современные технологии презентаций; Информационные ресурсы современной библиотеки; Вопросы защиты интеллектуальной собственности в среде ЭОР; Системы виртуальной реальности в учебном процессе и научной деятельности. Реализовывался пилотно только для ППС КФУ.
  10. Инновационные формы и методы обучения в высшей школе (72 часа). Тренинг-курс для преподавателей всех научно-образовательных направлений университета. Обсуждаемые вопросы: Государственная политика  развития  высшего образования в России; Психологические проблемы подготовки специалиста к профессиональной деятельности в поликультурной среде; Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы в области современных технологий активного обучения (тренинг); Конструирование и внедрение в образовательный процесс вуза интерактивных технологий обучения (тренинг); Психодраматические технологии в образовании (тренинг)
  11. Роль новых медиа в формировании научно-образовательного пространства современного университета (72 часа). В условиях развития цифрового общества серьезно трансформируются и основные каналы коммуникаций. Все более заметную, а применительно к молодежи, ведущую, роль начинают играть новые цифровые медиа-каналы. Они позволяют стремительно оказывать воздействие как на позитивные, так и на деструктивные процессы. И в системе образования это наиболее заметно в силу её природы, связанной с участием в ней огромного числа молодых граждан. Роль новых медиа возрастает и в связи с глобализацией многих процессов, происходящих в сферах образования и научно-прикладных исследований. В то же время, надо призхнать, что сотрудники вузов традиционно недооценивали значение и место цифровых новых медиа в современном мире. Данный курс ставит целью восполнить этот пробел, дать участникам занятий детальные знания о самих новых медиа, их особенностях, специфике формирования и распространрения контента в них и сформировать общее понимание основных трендов применения новых медиа в повседневной деятельности (совместно с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций).

В реализации программ приняли участие около 100 преподавателей и специалистов Казанского федерального университета. В рамках этих программ прошли обучение 918 человек. На внебюджетной основе обучились 8 преподавателей вузов Российской Федерации.

В этот период в ЦПК с участием подразделений КФУ – партнеров факультета было разработано 4 программы повышения квалификации:

  1. Роль новых медиа в формировании научно-образовательного пространства современного университета (72 часа);
  2. Медиация. Базовый курс (108 часов);
  3. Постметодическая дидактика: обучение иностранным языкам 4.0 (72 часа);
  4. Современные тенденции развития информационных технологий (72 часа).

В 2018 году важным направлением деятельности ЦПК остается командирование преподавателей КФУ на повышение квалификации за пределы университета за счет средств бюджетной субсидии. За текущий год направлено 27 преподавателей на повышение квалификации в вузы Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова.

Мы благодарим за помощь в организации программ обучения администрацию университета и за сотрудничество всех преподавателей, принимавших участие в реализации наших программ!

Источник информации: Директорат ЦПК