03 декабря 2018
Открытый урок родного языка, учитель Харисова Г.Ф.

1 декабря 2018 года в лицее состоялся открытый урок по родному татарскому языку учителя высшей квалификационной категории Г.Ф.Харисовой в 9М классе на тему: “Использование имен существительных в разных падежах”. Целями урока были: научить учащихся правильно употреблять в речи имен существительных с аффиксами принадлежности и без аффикса принадлежности  в разных падежных формах; развитие речи, памяти, внимания, умения анализировать, синтезировать и выделить самое главное, обобщить; обогащение словарного запаса; воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину – Татарстан, его столицу – Казань. На уроке учитель использовал много разных раздаточных дидактических материалов, средств обратной информации, презентацию к уроку, аудио- и видеозаписи.

Урок был построен на коммуникативном принципе: от начала до конца учащиеся общались учителем и между собой, говорили и пели только на татарском языке. Структура урока была построена по развивающей технологии А.З.Рахимова: на первом этапе – выравнивании имеющихся знаний и актуализации – учащиеся повторяли ранее изученные темы, на практике проговаривая речевые конструкции. На этом этапе вспомнили весь тот материал, который понадобился для изучения новой темы. Следует отметить, что учащиеся сами себя и друг-друга оценивали на протяжении всего урока. Плавно переходя к следующему этапу – постановке учебной проблемы – учитель привел детей к теме урока и, направляя их в нужном русле, добилась того, что учащиеся сами вывели и правило, и построили модель новой темы – употребления имен существительных в разных падежных формах, сравнивая и сопоставляя две конструкции – без аффикса принадлежности и с аффиксом принадлежности. На уроке Г.Ф.Харисова использовала разные приемы и методы работы: и сравнительно-сопоставительный анализ, и проговаривание вслух, обращая внимание на постановку ударения и произношение наиболее трудных звуков речи, и задания творческого характера. Следующий этап урока - решение учебной задачи - состоял из нескольких шагов: для первичного закрепления учительница дала задание для всего класса и фронтально работала с классом. Следующее задание было индивидуальное в разных вариантах с целью дифференциованного подхода к ученикам. Одним – тесты, другим – индивидуальные задания на карточках. Каждое задание сразу проверялось на уроке различными способами. Динамическая пауза также была связана с темой урока – дети пели песню “Туган як” с танцевальными движениями. На уроке также строили диалоги, читали текст, работали над словарными словами. В конце урока – на этапе рефлексии – каждый ученик ответил на вопрос, что нового он узнал на этом уроке. Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что урок полностью соответствовал современным требованиям ФГОС.

Источник информации: Даминова Р.М., заместитель директора