17 ноября 2018
Про "бабушку Глашу"

В дни юбилея института мы не раз вспомним добрым словом легендарную устроительницу Епархиального училища. Какой же была Глафира Стахеева?

В Музее истории института есть уникальный документ - небольшая самиздатовская книга под названием «Воспоминания о русской семье», распечатанная в пяти экземплярах. Её автор - Татьяна Петровна Карсон (урожденная Стахеева; 1901-1981), внучка Глафиры Федоровны. Мемуары были созданы в конце 70-х годов и дополнены фотографиями из семейной коллекции, других источников.

Текст оригинала, написанный на английском и частично на французском языках, перевела и распечатала Евгения Третьякова, внучка И.И. Стахеева в 4-м поколении, подарив один экземпляр музею: «Записи передал мне Питер Карсон - сын Татьяны Петровны. Мы виделись с ним в Лондоне осенью 2006 года. Мемуары удивляют красочным и детальным описанием той обстановки, которая окружала автора в детстве, подростковом возрасте. Она описывает самые мелкие детали: во что были одеты окружающие её люди, внешний вид домов, расположение комнат в них, пейзажи окрестностей. Подробно рассказывает о времяпровождении, занятиях детей в ее семье, об их отношениях друг к другу, о взаимоотношениях со служащими, что дает возможность погрузиться в атмосферу того времени и глубоко прочувствовать ее».

Предлагаем читателям оценить несколько фрагментов, посвященных Г.Ф. Стахеевой.

«…Я запомнила ее высокой, худой, всегда в одежде темного цвета. Ее волосы обязательно покрывал черный кружевной платок. Летом она носила длинные платья с элементами болеро и высокой стойкой, маленькие лайковые сапожки с прюнелевым верхом, белые чулки, которые изредка проглядывались из-под платья. Она, воспитанница Казанского института благородных девиц, всегда держалась прямо и никогда не облокачивалась на спинку стула. После смерти нашего дедушки никогда больше не носила украшения. Все драгоценности были переданы ею в церковь для украшения риз на иконах».

«Бабушка Глаша, как мы ее называли, была крайне религиозна. Если она находилась в городе, то каждый день отправлялась в небольшой двухместной закрытой карете (почти такой же, как в Букингемском дворце для фрейлин) на утреннюю службу к семи часам.

Она строго придерживалась постов, не ела мясо, яйца, молоко и масло по определенным дням, соблюдала продолжительные посты: Рождественский, Великий пост, Успенский и др. Повар готовил изумительные блюда из рыбы, грибов, овощей, икры и пр. Вместо сливок к чаю во время Великого поста выжимал сок из миндаля. Ее маленькая комнатка в огромном доме напоминала келью монахини, где находились железная кровать, киот, всегда горящая лампада, множество икон и фотографий нашего дедушки на смертном ложе. Одолеваемая страхом и любопытством, я всегда старалась пробраться в эту комнату.

Наша бабушка была почитательницей отца Иоанна из Кронштадта и навещала его почти ежегодно, останавливаясь в Санкт-Петербурге или у своего старшего сына Василия в Царском селе. Летом 1908 года отец Иоанн приехал в Святой Ключ, и один из наших паромов забрал его из монастыря, где он остановился. Нас привели к нему для благословения. Мне тогда было семь лет, я помню его, сидящим во главе огромного стола, словно на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

…Несколько раз в летнее время бабушку Глашу навещал епископ Казанский – Андрей, князь Ухтомский (позже, после революции он осуществлял подпольную церковную деятельность). Обычно бабушка приглашала его на чай. Мы целовали его руку и старались вести себя наилучшим образом. Епископы Уфы, Вятки, Сарапула также были гостями в ее доме, выражая тем самым глубокое уважение».

«Наша бабушка Глафира Федоровна вела уединенный образ жизни. Ее холостой сын Федор, моряк, а позже член Государственного Совета, я предполагаю, в Нижнем Новгороде, в основном жил в СанктПетербурге. В ее доме были: дворецкий в белых перчатках, повар в высоком белом колпаке, готовящий великолепную еду, горничная, служанка, множество домработниц, кучера, конюхи, садовники.

Ее старый дворецкий имел причудливый характер. Когда работа заканчивалась, он мог выставить двенадцать чашек вокруг кипящего самовара, сесть и пить чай – каждый раз из новой чашки.

У нее был замечательный садовник, татарин, настоящий художник. Каждый год он создавал новые «картины» в цветнике, используя растения разных цветов, известных в России под названием ковровых растений. В 1913 году, на празднование трехсотлетия царствования Романовых, он создал из ковровых растений портреты императора и императрицы. Также славились и фрукты из его оранжереи».

«Бабушка занималась благотворительностью в разных областях, но главным ее делом было основание Епархиального женского училища для дочерей духовенства Вятской губернии. В течение продолжительного периода она уделяла много времени вопросам жизнеобеспечения училища и выделяла средства для этого. Также она готовила рождественскую елку, подарки для всех девочек, угощала фруктами из своих садов и десертами. Когда мы, старшие сестры, подросли, каждую весну бабушка брала нас с собой, наряжала в белую одежду, переплетала нам волосы белыми лентами, и мы отправлялись на катере «Волна» в Елабугу, чтобы отпраздновать окончание семестра. Там ученицам вручали призы и дипломы, а затем мы пили чай с руководителями училища».

«Вспоминается десятилетний юбилей Епархиального училища и Церкви дочерей духовенства, отмеченный в 1908 году. Наша бабушка Глафира Федоровна Стахеева основала их в честь своего мужа, нашего дедушки, Василия Григорьевича, которого мы никогда не знали, он умер 23 июня 1896 года. Весь город присутствовал на его похоронах. В течение своей жизни он построил много церквей в Мензелинском уезде Уфимской губернии. В память о нем школьная церковь святого Василия начинала каждую службу с молитвы об успокоении его души. Торжество, посвященное юбилею училища, было пышным. Глафиру Федоровну чествовали, выражая благодарность за продолжительную, огромную работу в деле развития образования в губернии. Епископы Вятки и Сарапула, а также представители духовенства прибыли, чтобы преподнести ей в дар иконы в красивых ризах. Впервые в Российской империи Священный синод и митрополит Санкт-Петербурга Антоний отправили ей икону Казанской Божией Матери для благословения в знак благодарности».

«Евгений Евтушенко, советский поэт, рассказывал мне, когда мы встретились несколько лет назад на одном приеме, что имя Глафиры Федоровны, окруженное множеством легенд, помнят до сих пор. В настоящее время училище является педагогическим институтом, но несмотря на другое название, оно до сих пор известно как Стахеевское училище…».

Источник публикации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»