11 августа 2018
Учитель - главный ресурс и проводник "цифры"

Накануне открытия Фестиваля школьных учителей предлагаем познакомиться с размышлениями одного из его модераторов.

Реализация приоритетного проекта «Цифровая школа», стартовавшего в 2017 году, вызывает много дискуссий. Модератор Фестиваля Михаил Кушнир знает школьные проблемы не понаслышке: много лет он занимал должность заместителя директора по IT московской гимназии №45, затем работал в структуре управления образования, участвовал во внедрении электронных классных журналов и дневников. Член Правления Лиги образования и один из авторов Манифеста о цифровой образовательной среде имеет свой взгляд на грядущую реформу.

Приводим несколько фрагментов для представления о его отношении к проблемам образования и проекту «Цифровая школа». Подробнее с публикациями можно ознакомиться по ссылкам на его сайте m.kushnir.pw

Из средневековья в «цифру»

Общество упустило момент, когда старая система образования, сформировавшаяся еще в средние века, выполнила поставленную перед ней задачу. А произошло это в середине прошлого столетия. Именно поэтому начались реформы. Несоответствие вызовам времени пытались исправить косметическими изменениями устоявшейся системы образования. И чем больше и дольше она продолжит меняться без понимания и учета новых задач, тем острее и больнее будет недовольство общества.

«Цифра» – средство, а не цель нового образования. Без цифровизации невозможна гибкая логистика знаний. Цифра берет на себя все формальное и легко алгоритмизируемое, оставляя больше времени человеку для сложных, плохо формализуемых задач. Человек высвобождает время для человеческих задач, перенося технологичность на цифровые технологии.

Современное образование должно перейти от внешнего и единообразного во внутреннее, постоянное, индивидуально выстроенное. А для этого требуется научиться понимать себя и окружающий мир, что полезно и вредно для меня в мире и что нужно миру от меня. Поэтому индустриальный подход к образованию как к единому для всех конвейеру неизбежно заменяется индивидуализацией обучения в разных формах и на разных уровнях. Приходит время новой логистики знаний.

Раздвигая школьные стены

В традиционной школе цифровые технологии и компетенции цифрового обучения послужат ресурсом для обновления образовательного процесса. Это касается всех учеников: посещающих школу очно и «внешних» учеников, выбравших ее курсы в цифровой среде. Вместе с этим, дети, занимающиеся на дистанции, могут понятия не иметь, какая именно школа какие именно учебные курсы им дает, потому что в такой «цифровой школе» это не имеет значения. Следовательно, «цифровая школа» избавлена от границ не только территориальных, но и возрастных.

Стоит отметить, что в такой ситуации уместны образовательные организации, которые очных учеников совсем не имеют. Конечно, если их курсы окажутся для слушателей «цифровой школы» востребованы.

Учитель и аборигены

Не разделяю массовое увлечение зачастую неверно трактуемым тезисом Марка Пренски про «цифровых аборигенов»: якобы, сегодняшние дети – гуру цифровых технологий и без них они школу разнесут на части. Не верьте этому: дети без учителя разбираются в цифровых технологиях не лучше, чем в физике и географии.

Учитель – главный ресурс системы образования, без которого ничего не пойдет, включая «цифру». Цифровое поколение России необходимо научить работать с информацией: не гоняться за ней, а фильтровать, отличать истину от мусора, лжи, провокации.

Надеюсь на включение в большой приоритетный проект ресурсного обеспечения учителей, как проводников «цифровой школы» и учеников из низкобюджетных семей, подключение их к сети Интернет из дома за счет государственного бюджета. Ученики должны иметь равные права независимо от бюджета родителей. Говоря об Интернете, я имею в виду не только канал связи, но и средство для работы в нем. Думаю, что правильно сегодня ориентироваться на планшет как мобильное устройство повседневного пользования, но пусть каждый решает сам, используя государственную компенсацию.

На Фестивале

Не думаю, что Фестиваль школьных учителей предназначен для обучения, скорее для обмена идеями, опытом. У меня две секции и обе не про «научить», а про «задуматься». Мы поговорим про глубинное понимание цифровых технологий в образовании во имя максимальной пользы для образования от «цифры», а еще – про себя, свои потребности, возможности, перспективы, полезность для окружающих. Обсудим устоявшиеся стереотипы системы образования: в чем они помогают, а в чем мешают.

В моем понятийном аппарате, знание – индивидуальный продукт переработки внешней информации, своя модель мира, понимание себя в этом мире. Какая информация извне к каким собственным моделям и представлениям привела, зачастую сложно сказать. Спасибо всем, чей информационный след оставил в моем мире продуктивные последствия.

Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»