16 мая 2018
Лучшие уроки дают экзамены….

В Высшей школе татаристики и тюркологии им. Г.Тукая состоялась премьера короткометражного художественного фильма «Экзамен» (80 мин.). Основу сюжета составили будни студенческой жизни. Главным героем картины становится студент Фаиль Хакимуллин. Составители сценария успешно эксплуатируют прием говорящей фамилии, чтобы донести до зрителей концепцию его образа и указать на ключевой принцип композиции. Так, имя герое имеет арабские корни и обозначает «занимающийся чем-либо, работящий, старательный». Фамилий героя образовалась из имени Хәкимулла (“обладатель ума, знаний, данных Аллахом”).

Перед нами типичный студент. Фаиль пропускает занятия без уважительной причины, поэтому на руках не имеет конспектов, приходит на экзамены неподготовленным, вместо чтения книг предпочитает смотреть массовое зарубежное кино и верит в незыблемость принципа “халява прийди!” (будь то экзамент или будни общежития).

Уже при первом знакомстве с героем обнаруживается, что его имя не соответствует образу жизни. Он шагает по жизни с девизом: “хочешь жить, умей вертеться”, а в критической ситуации (экзамен) -- “завтра так завтра”. Изначально наблюдает контраст между именем (всем известно, что в тюркской традиции имя определяет судьбу!) и стилем жизни героя. Основным композиционным приемом становится прием контраста.  Сценарий строится на эффекте обманутого ожидания.

Сюжетную линию Ф.Хакимуллина организует прием временной петли, заявивший о себе в отечетвенной литературе и кино в начале ХХ в. Впервые этот прием использует писатель П.Д. Успенский в повести  «Странная жизнь Ивана Осокина» в 1910 г. С тех пор этот прием оказался в арсенале писателей-создателей научно-фантастических произведений. Динамика в использовании этого сюжетного хода наметилась в 1960-е гг. Именно в этот период появился первый фильм, где встречается этот прием. Речь идет о киноленте «Взлетная полоса» (1962). Студенты-сценаристы (Ленар Хамматов, Алсу Салахова) не скрывают, что их творческий проект является ремейком. В фильме не раз встречаются интертекстуальные отсылки к знаменитой киноленте «День Сурка».

Временная петля формируется в фильме «Экзамен» не посредством будущего, а посредством прошлого: герой не сдает экзамен, но вместо пересдачи, оказывается снова в дне экзамена. Здесь дает о себе знать прием игры. Эпизоды экзамена решены в комическом ключе. Здесь главный герой выступает в амплуа плутовского героя. Он надеется, что «халява» прилетит к нему во время экзамена, в противном случае – во время пересдачи. Юмористические сцены в фильме сделаны с большим профессионализмом. 

Произведение, на котором запнулся герой, глубоко значимо для развития ключевой темы инициации. Это «Чубарый» Г.Ибрагимова. Так, в фильме зазвучала тема Сабантуя – кто ты на майдане жизни? Победитель или побежденный? Герой на наших глазах переживает этап ложного богатырства («схватка» с преподавателем на экзамене), чтобы выйти на верный путь.    

Философский подтекст фильма базируется на жизненном наблюдении: чтобы выйти из круга повторяемой жизни, надо перестать врать самому себе и взять ответственность за происходящее вокруг. Это потребовало от героя огромной работы над собой. В результате хронотоп его жизни в рамках фильма был сведен «к обретению имени» (в значении обретении судьбы). В финале Фаиль стал достойным имени, которое ему дали родители, и фамилии, где был зашифрован потенциал его предков. Решению этой «задачки» и посвящен этот фильм. Нияз Валиуллин был очень убедителен на протяжении фильма. Роль Ф.Хакимуллина – несомненно, удача в его творческой биографии актера театра «Мизгел»!

Цикличность жизни передана создателями фильма через повторяющиеся детали: звонок будильника, утренние гигиенические процедуры, быстрый завтрак, набег на университет, возвращение в свою берлогу. Эта часть фильма получилась несколько затянутой и требует доработки.

Очень четко прорисованы конфликтные ситуации в сюжете. Ведущим, как мы уже отметили, становится конфликт героя с самим собой, который развивается в традиционном национальном ключе назидания. Авторы сценария очень тонко развивают в фильме конфликт отцов и детей. Фаиль забывает о долге сына: его раздражают звонки матери, он лелеет в душе детскую обиду на отца, который по неизвестной причине ушел из семьи… Наличие проблем в коммуникации подчеркнуто на уровне деталей. Речь идет прежде всего о телефоне, который превращен в многогранный образ:

Вместо мотива письма матери, превращенного в литературе в штамп, авторы сценария успешно эксплуатирует потенциал звонка матери (Х. Ширмен). Мы сталкивается с косвенной характеристикой образа матери. Акцент сделан на звуковую характеристику (голос) и оценки, которую дает ей сын. Для усиления мотива материнской любви создатели фильма прибегают к приему повтора (см. мизансцену возвращения соседа по комнате (Тимур Минимуллин)). Очень удачно используется в фильме потенциал крылатых фраз из студенческой жизни. Очевидно, что троекратное повторение не случайно. Дидактический потенциал эпизодов материнской любви очевиден и не требует дальнейшего комментирования. Зритель наблюдает за тем, как название фильма «прорастает» в сюжет и приобретает значение экзамена жизни.

Сюжетная линия отца (Фирдаус Хамматов) в сценарии ведет к переключении комической струи в драматическую, усилению внутреннего конфликта героя. Конфликт героя с отцом носит более глубокий характер и основан на эпической ситуации «отлучки героя». Здесь сценаристы умело используют хронотоп порога: неожиданное известие о смерти отца. Эта кризисная ситуация заставляет Фаиля пересмотреть свою жизнь. Прием ретроспекции станет одним из ведущих в организации хронотопа. Углубление психологической характеристики происходит за счет исповеди отца (видеообращения) и знакомства с отцовским дневником. Важную роль играет коробка с личными вещами покойного, свидетельствующая о его преданной любви в отношении близки и самоотверженности: уход из семьи был вызван прогрессирующей болезнью психиатрической природы (проблемы с памятью).

Восстановление коммуникации с отцом у героя происходит в момент, когда он обнаруживает в себе первые «звонки» заболевания, от которого страдал отец. Так в фильме дает о себе знать мифологема «голос крови». Он разрабатывается не только в направлении «родительские гены», но и в значении «пуповинной связи» с малой родиной.

Врач Анвар Каюмович (Ильфак Хамматов) в  фильме выступает в функции героя-помощника и дарителя. Встретившись на пути Фаиля, он помогает ему выйти из жизненного кризиса, преодолеть детские обиды, принять ситуацию, какая она есть, побуждает к активным действия: начать работать над своей болезнью, передает в дар «наследство отца». При этом образ болезни не ограничивается семой «физического недуга», создатели фильма больше акцентируют внимание на «душевном недуге». Вновь авторы сценария используют прием «говорящего имени»: Анвар – «лучезарный». От героя исходит добрая энергетика, от освещает=«выводит» на правильный путь сына друга. Отчество образовалось из имени Каюм – «существующий вечно». Здесь, вероятно, мы наблюдаем отсыл к профессии: врач лечит не только недуг, но и душу человека.

В фильме присутствует тема первой любви (Фаиль и Гузель (Алсу Салахова)). Эта ответвление сюжета заставляет нас задуматься о характере и природе простых и сложных реакций в «химии любви». Вновь актуализируется прием «говорящего имени». Алсу Салахова очень тонко смогла донести до зрителей не только внешнюю красоту своей героини, а прежде всего внутреннюю. 

В целом ряде эпизодов формируется собирательный образ студенческого сообщества: группа, факультет, общежитие. Каждая мизансцена, созданная с тонким юмором, передает неповторимую атмосферу юности, дружбы…. Важную роль в раскрытии культурной         атмосферы повседневности играет игра «Мафия». Эта мизансцена несет в себе не только комический потенциал (взгляд студентов на университетский коллектив), но и через игру показывает процесс формирования их социального опыта. Среди эпизодических персонажей выделяется фактурой образ закадычного друга (Руслан Саетмухамметов).

Во власти временной петли Ф. Хакимуллин существует до тех пор, пока не завершится его работа над собой: на глазах у зрителей он познает истинную цену студенческой дружбе и товарищества (здесь удвоение происходит за счет введения истории дружбы отца героя и Анвара Каюмович), родительской любви, супружеского долга, первой любви…

Каждый день, озаренный солнцем, озаряет и его душу: мы видим динамику роста нравственного потенциала героя, наблюдаем за тем, как в лучшую сторону развивается его социализация.

Фаиль достойно сдает экзамены сессии, но и держит экзамен перед Его Величеством Жизнь. Этот позитивный пафос фильма – гарант его успеха у зрителей. Кинолента получилась удивительно теплой, душевной, атмосферной. В роли артистов наряду с профессионалами, попробовали себя новички. Зритель не почувствовал их внутренного напряжения при работе на камеру. Каждую сцене артисты «проживали», а не играли, а это дорого стоит, так как зритель не приемлет фальши.

Стоит отметить операторскую работу: при минимуме технических возможностей Райнур Мубаракшин, Ленар Хамматов, Милеуша Нигъматуллина продемонстрировали навыки владения ключевыми приемами: создания панорамы, плавного перетекания общего плана в крупный и наоборот, перехода от реальности к галлюцинациям (см. карусель образов себя на экзамене, сформированных под влиянием прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей). Очень сильным получился переход от изображения интерьера комнаты в общежитии через окно в мир, где под прицелом камеры оказывается восходящее солнце. Очевидно, что существуют проблемы со светом и ряд других недочетов, но все окупается энтузиазмом создателей фильма.   

Режиссеру (Ленар Хамматов) удалось сбить сюжетную канву в единое целое, добиться завершенности образов. Требует доработки темпоритм картины, особенно в первой части. Экспозиция временной петли, на наш взгляд, слишком затянута, необходимо продумать тактику ее передачи. Как нам, кажется, требует доработки образ отца: исповедь на фоне заболевания выглядит слишком логичной (для этого недуга  свойственная спутанность сознания, концентрация на незначительных деталях и т.д.).

Огромное значение в создании лучистой атмосферы играет музыкальное оформление фильма. Каждая песня - со смыслом, ее мелодический рисунок не вываливается из общей тональности фильма.

Хотелось бы обратить внимание на языковую характеристику персонажей. Радует, что создатели фильма дорожат мелодикой и богатством родного языка, поэтому не перегружают язык персонажей слэнгом…

Фильм «Экзамен» стал настоящим экзаменом для членов творческого объединения «Әллүки», который они выдержали с честью. Спасибо Вам, творцы, за креативные идеи, интересный сценарий, четкость структуры в мизансценах, мастерство в создании конфликта, тонкий литературный вкус, языковое чутье. Мы искренне гордимся Вашим успехом, рады, что наше филологическое образование Вам помогает пробовать себя на другом поприще.

Пусть крылья «первой ласточки» окажутся крепкими и выносливыми!

Круг почитателей вашего таланта пусть неуклонно растет!

Да не погаснет в рутине жизни ваш творческий потенциал!

Безмерно рады, что ориентируетесь не на «чернуху», а на свет!!!

Вам удалось в самодеятельном кино преодолеть клиповость национального кинематографа!

Спасибо за чудесный подарок, дорогие наши выпускники! 

 

Источник информации: Милеуша Хабутдинова