05 марта 2018
Smart Panda — как спасать бизнес, зависящий от "валют"

В далёком 1978 году, 40 лет назад, в нашем вузе был создан факультет вычислительной математики и кибернетики. Учеба в нем стала стартом для многих людей и даже организаций. Так, вместе с ВМК в этом году отмечает свой юбилей Include – медиа, жизнь которой 10 лет назад началась именно в стенах института.

В связи с этими двумя значимыми для нас событиями мы запускаем серию материалов об ИВМиИТе, первым в которой стало интервью с Саидом Латыповым – успешным выпускником института и основателем собственного образовательного центра Smart Panda. Он поделился с нами опытом работы в условиях кризиса и рассказал об особенностях взаимодействия с зарубежными учебными заведениями.

 

Образовательный центр Smart Panda работает в нескольких направлениях: языковые курсы для людей разных возрастов, среднее и высшее образование и помощь в трудоустройстве за рубежом. Генеральный директор центра Саид Латыпов рассказал нам о специфике бизнеса в сфере зарубежного образования. Например, когда в 2014 году рубль резко обвалился, компания потеряла всех клиентов, а потом год восстанавливалась. Также поговорили о том, как работать с университетами и школами от Канады до Новой Зеландии и стать партнерами с Turkish Airlines.

— Есть у Smart Panda необычная история становления?

— Не думаю, что было что-то суперинтересное. Я никогда не думал, что буду заниматься своим бизнесом до того, как открыл компанию. Стечение обстоятельств. Компания принадлежит мне и моей жене (Альфия Ханиева — управляющий партнер Smart Panda, специалист по высшему образованию в Канаде и Европе, — прим. редакции). Она работала в этом бизнесе до открытия Smart Panda около 7 лет специалистом по зарубежному образованию. Еще занималась программой Work&Travel. Я ей предложил: «А давай что-то новое сделаем вместе! Попробуем, почему бы и нет. Ты знаешь продукты, которые можно продавать, у тебя есть экспертиза, а я могу попробовать развивать бизнес».

— Быстро росли?

— Мы открылись в 2014-ом году — том самом, когда случился финансовый кризис, рубль сильно обвалился. Причем стартовали в сентябре, а упал он в ноябре. То есть, поначалу уже были финансы, накопления с прошлых лет, решили делать бизнес, сняли офис, наняли сотрудников, прописали стратегию — все хорошо. В ноябре рубль обвалился. У нас было порядка двухсот заявок на образовательные программы. И, естественно, все они пропали, потому что оплачивать программы нужно в евро или долларах, а у клиентов деньги в рублях, а «валюта» выросла в два раза. Всех сотрудников пришлось распустить. И все. Фактически год выживали. Было очень трудное время, когда мы остались только вдвоем. Дохода не было до апреля-мая. Люди просто никуда не поехали.

— Как вставали на ноги снова?

— Рубль немного поднялся, но уже на следующий сезон. Надо было чем-то зарабатывать. У нас были хорошие связи с зарубежными школами, и мы решили пригласить преподавателя из Ирландии и сделать здесь тренинг для школьников на 3 дня в лагере «Волга». Идея такой школы оказалось хорошей, потому что так удалось заработать какой-никакой доход. Приходили люди, которым было интересно изучение языка. Мы поняли, что можно что-то делать кроме зарубежных программ. В итоге стали организовывать лагерь 2–3 раза в год. Но когда стартовала Smart Panda, мы эту школу делать перестали. Компания сейчас — основной бизнес, и на другие проекты времени не хватает.

— Smart Panda — со словом Smart все понятно, а почему Панда?

— Основная идея в том, что мы стараемся помогать людям делать себя умнее. А «Панда» — принцип нашей работы. Мы работаем неторопливо и вдумчиво, всегда дружелюбны и открыты к нашим клиентам. В этом бизнесе не надо торопиться — скорость принятия решений не так важна. Нужно правильно подойти к запросу клиента, подобрать ему программу, которая на 100% подходит. Иначе, если поторопишься, чтобы продать, после может возникнуть негатив у человека — он получит не то, что хотел. Большинство наших клиентов возвращается к нам снова, поэтому нам это невыгодно.

Процесс в нашем бизнесе не быстрый. Сначала человек приходит, интересуется, потом смотрит другие варианты, потом снова звонит, интересуется. И только потом, если все хорошо, через несколько месяцев он приходит с конкретной целью. Обычно начинают интересоваться в октябре-ноябре, а ближе к февралю-марту подписывают договора и потом уезжают. Кассовый разрыв большой в этом бизнесе.

— Как живете остальной год?

— Нужно делать определенный фонд, который ты будешь тратить в течение тех месяцев, когда деньги не будут приходить в необходимом количестве.

— У вас есть серьезный партнер, все-таки большая компания, Turkish Airlines. В чем заключается партнерство?

— Они наши партнеры довольно давно, да. Мы отправляем группы детей с преподавателем учить английский язык на несколько недель в Англию, Ирландию, Канаду или США, а Turkish Airlines дает нам хорошие тарифы, возможность бронирования, поменять билет или сменить дату, и так же пассажира без штрафа. То есть возможности, которые покупатель обычно не получает. Еще они были партнерами по выставке «Высшее и постдипломное образование за рубежом», которую мы делали недавно в Казани и Чебоксарах. От Turkish Airlines разыгрывали билет в Европу и обратно.

— Как у вас отработана технология нахождения и налаживания контактов с зарубежными учебными заведениями? Наверняка, вначале их было значительно меньше.

— Кстати, незначительно меньше, потому что Альфия ездила во многие университеты и подписывала с ними партнерские соглашения. Еще мы 4 раза в год выезжаем на специализированные выставки, которые проводят специально для высших учебных заведений, языковых курсов или школ и их агентов — таких, как мы. Расспрашиваем, что и как. На следующем этапе отсматриваем учебные заведения, с которыми хотим работать. Таким образом, мы знаем руководства вузов и средних школ, знаем, где студенты питаются, как живут, как их учат, кто их учит и прочее.

— По какому принципу услуги по обучению делятся на разные категории?

— Основные направления: высшее, среднее образование и языковые курсы. Но есть еще профессиональные курсы и семейные. Мы стараемся развивать все направления и убедились, что это верная стратегия. Когда курс валют скачет, то на языковые курсы спрос может быть не стабильный, потому что у кого-то деньги в рублях, а у кого-то — в «валюте». Клиенты, которые заинтересованы поехать учиться на уровне среднего и высшего образования за рубеж, обычно заранее откладывают деньги в валюте так, чтобы было, чем платить, если рубль упал. Поэтому на среднее и высшее образование кризис или колебание валюты оказывают наименьшее влияние.

— Один из ваших основных принципов работы — индивидуальный подход. Но при этом человек все равно выбирает из нескольких предложенных вариантов. Выходит, у всех схожие амбиции?

— Наоборот, у всех очень разные. Суть такова, что есть много сайтов, где можно купить курс или заказать программу онлайн. Ты не заплатишь за услуги, но наше преимущество в том, что мы знаем нюансы. Расскажем, в какие школы стоит ехать, а в какие — нет, в зависимости от того, какие запросы у человека. Мы знаем, где какая цена, где какое качество и какая программа кому больше подойдет. Договор с образовательными учреждениями подписывается на несколько лет. К тому же, мы можем выстроить путь от языкового курса до средней школы и поступления в высшее учебное заведение — получается, что полностью индивидуальный. В юриспруденции тоже так: вы можете защищать себя в суде и сами, но с адвокатом будет гораздо эффективнее.

— Вы занимаетесь развитием людей с помощью предоставления им услуг по образовательным программам. Как вы оцениваете роль своего образования в карьере?

— Я закончил Институт вычислительной математики и информационных технологий и Институт востоковедения и международных отношений Казанского университета. И то, и другое образование мне пригодилось, потому что я работал и за рубежом — в дипломатической миссии в Саудовской Аравии, и в крупной IT-компании «БАРС Груп». В бизнесе образование пригодилось с точки зрения управления процессами — системный анализ. Важно понимать, как функционируют различные бизнес-процессы и как это все объединить в одно целое. Этому, по большому счету, и учат в ИВМиИТ. Когда я учился, было много системности: математика, логика, анализ. Такие вещи очень сильно «строят» мозг. Сейчас, может, больше прикладных навыков.

Альфия Ляпина, редакция Include

Фотографии - Карина Родионова

 

Оригинал статьи - https://medium.com/@Include.vmk/smart-panda-dbafd90bbe2b