08 декабря 2017
Итоги работы Центра повышения квалификации в 2017 году

В 2017 году Центр повышения квалификации организовал 14 программ повышения квалификации в 27 группах:

  1. Противодействие коррупции. Программа организована в исполнение подпункта «н» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции, в рамках п. 12 Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы (Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 года, № 816-р); разработана на основе программы Министерства образования и науки РФ и РАНХиГС (согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации 11 ноября 2014 г. № А79-5237); реализуется в рамках рекомендуемых направлений повышения квалификации в ФГОО, подведомственных Министерству образования и науки РФ (письмо Директора департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО № 06-1810 от 07.12.2015). Режим занятий: 72 часа, очно.
  2. Основы экспериментальной электрофизиологии. Программа направлена на приобретение слушателями компетенций в области теории и практики основ электрофизиологии,  умении применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в лабораторных условиях и совершенствование  навыков работы с современной аппаратурой. Режим занятий: очно/заочно, 72 акад.часа
  3. Современные методы микроскопии в биомедицине и экологии (в рамках цикла программ повышения квалификации, посвященных использованию приобретенного дорогостоящего научного оборудования и современным методам научного анализа в соответствии с приказом ректора КФУ № 01-06/1039 от 09.11.2015; совместно с Междисциплинарным центром «Аналитическая микроскопия»; 144 часа)
  4. Современные методы микроскопии в геологии и химии (в рамках цикла программ повышения квалификации, посвященных использованию приобретенного дорогостоящего научного оборудования и современным методам научного анализа в соответствии с приказом ректора КФУ № 01-06/1039 от 09.11.2015; совместно с Междисциплинарным центром «Аналитическая микроскопия»; 144 часа)
  5. Современные методы микроскопии (общий курс для представителей различных естественнонаучных направлений реализуется в рамках цикла программ повышения квалификации, посвященных использованию приобретенного дорогостоящего научного оборудования и современным методам научного анализа в соответствии с приказом ректора КФУ № 01-06/1039 от 09.11.2015; совместно с Междисциплинарным центром «Аналитическая микроскопия»; 144 часа)
  6. История  и философия науки (совместно с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций; 72 часа; 2 группы)
  7. Основные средства специализированной редакторской системы LaTeX для набора научных текстов и презентаций. Система LaTeX является классической полупрофессиональной технологией для формирования высококлассных научных документов, широко признанная и активно развиваемая академическим сообществом. Она включает в себя язык разметки и программирования; программный комплекс для компиляции документа; наборы пакетов расширений, позволяющих эффективно применять её к разноплановым задачам при формировании документа; обширную документацию. LaTeX поддерживает парадигму разделения содержания данных и их представления. Многие международные научные издания при приёме работ для публикации рекомендуют проводить их ввод в системе LaTeX, что позволяет применять к ним в дальнейшем своих стилевых файлов, позволяющих без дополнительных для автора усилий приводить оформление текста к стилистике издания. Другое популярное применение LaTeX – написание монографий, учебных пособий, презентаций к докладам. Режим занятий: 72 часа, очно/заочно.
  8. Татарский язык в профессиональной коммуникации. Курсы повышения квалификации «Татарский язык в профессиональной коммуникации» предназначены для преподавателей татарского языка вузов Республики Татарстан. Данные курсы направлены на повышение уровня профессиональной компетентности, развитие лингвистической, речевой и социокультурных компетенций преподавателей татарского языка вузов РТ. В основе концепции программы курсов повышения квалификации «Татарский язык в профессиональной коммуникации» лежат следующие установки: личностный, антропоцентрический характер знаний и навыков в области татарского языка и культуры речи, развитие компетентностного мышления слушателей, учет особенностей современного коммуникативного пространства. Программа курсов состоит из следующих модулей: «Современные стратегии языкового образования в обучении татарскому языку», «Современные теории и технологии обучения татарскому языку в вузе», «Профессиональная направленность обучения татарскому языку в вузе», «Межпредметная интеграция в обучении татарскому языку в вузе». Программа реализуется на основании письма Директора Департамента государственной политики в области высшего образования Министерства образования и науки РФ №05-2133 от 15.06.2016. Режим занятий: 72 часа, очно.
  9. Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса (в рамках рекомендуемых направлений повышения квалификации в ФГОО, подведомственных Министерству образования и науки РФ, в 2016 году (письмо Директора департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО № 06-1810 от 07.12.2015); 72 часа). Программа является одной из самых популярных программ Центра. Она разработана авторами, занимающимися данной проблематикой более 20 лет и имеющими в своем научном арсенале ряд монографий, в которых вопросы визуализации рассматриваются с точки зрения различных форм и методов обучения. Программа ориентирована на приобретение слушателями компетенций в области методов визуализации при организации очных занятий, проектировании дидактических единиц, организации самостоятельной работы студентов и аттестационных мероприятий. Во главу угла поставлены вопросы творческих методов подготовки и проведения занятий, планирования образовательной деятельности с использованием интеллектуального картирования. Важно отметить, что большая часть программы организована в форме группового взаимодействия по разработке слушателями проектов, направленных на разработку и внедрение методов визуализации в учебную деятельность.
  10. Аналитико-информационные компетенции и повышение публикационной активности преподавателя современного вуза. Целью программы является  приобретение слушателями профессиональных компетенций, направленных на оперативное информационное обеспечение образовательной и научной деятельности, с помощью эффективного использования электронных ресурсов и наукометрических инструментов. Сквозной идеей программы является международная конкурентоспособность университета и система формирования глобальных рейтингов с акцентом на проблеме публикационной активности, как одном из важнейших критериев обеспечения роста рейтинга университета. Программа разработана с учетом ведущих российских и зарубежных практик  развития компетенций исследователя, необходимых для подготовки научных публикаций международного уровня. Она всестороннее освещает  вопросы, связанные с технологией информационного поиска, обработкой и агрегированием актуальных и ретроспективных электронных научных источников при проведении исследования и в учебном процессе. В рамках курса рассматриваются современные научные коммуникации, технологии производства, продвижения и оценки научных результатов. Практическая часть предусматривает приобретение навыков работы с современными поисковыми и библиометрическими системами, социальными медиа в научно-образовательной сфере и ориентирована на их эффективное применение в профессиональной деятельности. Режим занятий: 72 часа (8-10 часов в неделю)
  11. Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях (курс для кураторов академических групп; совместно с Департаментом по молодежной политике, социальным вопросам и развитию системы  физкультурно-спортивного воспитания; 72 часа)
  12. Метод проектов и повышение качества образования (проектный курс; 72 часа). Программа предусматривает  изучение следующих укрупненных модулей: Государственная политика в образовании; Теория проектной деятельности в области образования; СМК в образовании; Проектное управление образовательным процессом. Цель программы – приобретение слушателями компетенций в области теории и практики проектного подхода к планированию и организации образовательной деятельности; информирование слушателей о роли системы менеджмента качества в управлении процессами в образовательной сфере; месте метода проектов в функционировании системы управления качеством образовательного учреждения. В рамках программы рассматриваются также уникальные успешные проекты, реализованные в Казанском университете.
  13. Информационная компетентность преподавателя в области применения IT в учебном процессе университета. Лекционный ознакомительный курс рассчитан на 16 часов очного обучения и состоит из набора следующих тем: Электронная образовательная площадка КФУ; Структурирование информации в среде сетевых дистанционных курсов; Современные технологии презентаций; Информационные ресурсы современной библиотеки; Вопросы защиты интеллектуальной собственности в среде ЭОР; Системы виртуальной реальности в учебном процессе и научной деятельности. Реализовывался пилотно только для ППС КФУ. Режим занятий: 2 дня; очно.
  14. Мастерство преподавания. Содержание программы направлено на приобретение навыков и освоение инструментов работы с разными категориями слушателей, получения обратной связи и выявления потребностей учащихся для подготовки более
    качественного материала для занятий. Данная программа может выступить площадкой для обмена опытом, дополнительной мотивацией, а также вспомогательным ресурсом для преподавателей, привлекаемых на курсы повышения квалификации муниципальных и государственных служащих. Программа получила поддержку Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан. Программа ориентирована на преподавателей КФУ, занятых в организации курсов повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих (72 часа, очно).

В реализации программ приняли участие около 100 преподавателей и специалистов Казанского федерального университета. В рамках этих программ прошли обучение 1436 человека. Это рекордный показатель за всю историю существования подразделения. На внебюджетной основе обучились 13 преподавателей вузов Российской Федерации из городов: Альметьевск, Йошкар-Ола, Пермь, Тюмень и Казань.

В этот период в ЦПК с участием подразделений КФУ – партнеров факультета было разработано 5 программ повышения квалификации:

  1. Основы экспериментальной электрофизиологии  ((72 часа); совместно с Институтом ФМиБ КФУ);
  2. Основные средства специализированной редакторской системы LaTeX для набора научных текстов и презентаций ((72 часа); совместно с Институтом ВМиИТ КФУ);
  3. Татарский язык в профессиональной коммуникации ((72 часа); совместно с Институтом филологии и межкультурной коммуникации КФУ);
  4. Информационная компетентность преподавателя в области применения IT в учебном процессе университета (16 часов);
  5. Мастерство преподавания ((72 часа); совместно с Высшей школой государственного и муниципального управления КФУ).

В 2017 году важным направлением деятельности ЦПК остается командирование преподавателей КФУ на повышение квалификации за пределы университета за счет средств бюджетной субсидии. За текущий год направлено 30 преподавателей на повышение квалификации в вузы Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону.

Мы благодарим за помощь в организации программ обучения администрацию университета и за сотрудничество всех преподавателей, принимавших участие в реализации наших программ!

Источник информации: Директорат ЦПК КФУ