06 июля 2017
Студентка 2 курса магистратуры "Международная защита прав человека" Лия Давлетьярова прошла стажировку в Центрально-Европейском Университете, Будапешт, Венгрия.

Как студентке 2 курса магистратуры юридического факультета КФУ мне посчастливилось стать одной из тех, кого отобрали для прохождения двухнедельной научной стажировки в одном из Европейских Университетов. Данная стажировка, как и Летняя школа по правам человека в Венеции, реализуется в рамках университетов Консорциума, выполняющих проект Магистерской программы «Международная защита прав человека» в  сотрудничестве с Верховным Комиссаром ООН по правам человека. На основании отправляемых магистрантами документов, состоящих их мотивационного письма и CV (резюме), координаторы консорциума Европейских Университетов, в соответствии с темами выбранных студентами магистерских диссертаций, отбирают подходящие им кандидатуры. Темой моей научной работы «Международно-правовая защита прав трудящихся-мигрантов на универсальном и региональном уровнях» заинтересовался профессор Центрально-Европейского Университета (ЦЕУ) г. Будапешт Болдижар Надж (Boldizsar Nagy), основной сферой исследования которого является международная защита прав беженцев. Так я была отобрана для прохождения научной стажировки в ЦЕУ под руководством профессора Надж. Стоит отметить, что возможность такой стажировки предоставляется наиболее активным и хорошо владеющим английским языком студентам второго года обучения в магистратуре. Знание языка в данном случае играет ключевую роль, так как основной целью стажировки является нахождение новой информации для написания и дополнения своих магистерских диссертаций. Данная информация может быть получена совершенно разными способами, начиная от поиска библиотечной литературы, заканчивая встречами с преподавателями и экспертами или посещением лекций в зарубежном ВУЗе. Во время моей стажировки, я консультировалась с профессором Надж, который любезно рекомендовал мне необходимую литературу и отвечал на различные вопросы, связанные с тематикой моей работы или системой организации Университета. Кроме того, я находила множество информации на просторах электронных ресурсов библиотеки Центрально-Европейского Университета. Стоит отметить, что именно найденная во время моей стажировки зарубежная литература, составила основную часть используемых при написании магистерской диссертации источников и помогла провести мое научное исследование наиболее всесторонним, интересным, а главное качественным образом.

Говоря об организации Центрально-Европейского Университета, нужно сказать, что меня приятно удивила его инфраструктура. Современное семиэтажное здание Университета состоит из различных структурных подразделений, аудиторий с прозрачными стенами и дверьми, кофейни, столовой, огромной пятиэтажной библиотеки и зеленой террасой на последнем этаже здания, открывающей вид на потрясающе красивый центр Будапешта. Несмотря на общедоступные помещения Университета, вся система входа в аудитории, библиотеку и отдельные залы полностью автоматизирована и для того, чтобы попасть в ту или иную зону, либо воспользоваться лифтом, необходимо иметь специальную электронную карту. Сам ЦЕУ является международным университетом, обучение в котором проводится на английском языке на 12 факультетах для более 1500 студентов из ста стран. Кроме того, большинство студентов получает финансовую поддержку в течение всего курса обучения, поскольку ЦЕУ имеет фонд 400 миллионов евро, обеспеченный создателем университета Джорджем Соросом. Несмотря на непростые для ЦЕУ времена, вызванные политическими и законодательными изменениями в Венгрии, хочется верить, что Университет сможет беспрепятственно продолжать свою научную и просветительскую деятельность, не изменяя своим принципам и целям по развитию открытого общества и демократии.

В заключение, мне хотелось бы выразить огромную благодарность кафедре международного и европейского права КФУ и всем тем, кто причастен к реализации и финансированию зарубежных поездок студентов в рамках магистратуры по направлению «Международная защита прав человека». Бесценный опыт обучения и поиска литературы в другой стране на иностранном языке помогает улучшить свои профессиональные, языковые и коммуникационные навыки,  взглянуть на мир и людей различных культур с новой стороны. А возможность стать участником летних школ и стажировок придает дополнительную мотивацию к отличной учебе и активной научной деятельности.

Источник информации: Лия Давлетьярова