28 июня 2017
Куда пойти учиться, чтобы быть востребованным в IT-индустрии?

\ b e g i n {Дисклеймер}

Разумеется, это отчасти рекламный текст, поэтому, если Вы вдруг, хотите получить краткий ответ, и не разбираться в сути вопроса, то сразу предлагаем Вам поступать на ИТИС.

Дальнейший текст достаточно длинный сосредотачисвается на том, что вообще такое информационные технологии, и дает один способов структурного представления этих самых технологий.

Причины почему мы предлагаем поступать к нам на направление "математика и компьютерные науки" затрагивается только всколзь и заслуживают отдельной добротной статьи.

\ e n d {Дисклеймер}

 

Частый вопрос, на который толком нельзя найти ответ, поскольку с точки зрения обывателя "работа в информационных технологиях" - это, в лучшем случае, работа за компьютером с написанием некоторой красиво структурированной тарабарщины, но ещё более вероятно - это презентация красивых и почти волшебных устройств, которые могут и ответить на устно заданный вопрос,   подсказать оптимальные маршрут, вызвать такси и т.д.


Разберемся в поставленном вопросе как подобает математикам.

 

\ b e g i n {раздел 1: определение}

----------------------------------

Во-первых, попробуем дать определение информационным технологиям.

----------------------------------

Русскоязычная википедия предлагает на выбор три определения:

1) процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ);
2) ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
3) приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90);

Строго говоря, под первое определение подпадает такие отрасли как журналистика, печатное дело и работа в пресс-службе. Признаться, это не совсем то же, что подразумевают люди,
когда говорят словосочетание "информационные технологии".

Второе определение использует неопределенный термин "ресурсы", с которым следовало бы разобраться отдельно. Но оно хорошо тем, что в действительности позволяет включить
в понятие информационных технологий и производство микросхем, и написание алгоритмов, и интегрирование информационных систем в корпоративное управление. К сожалению,
остается неясным, является ли добыча редкоземельных металлов или выработка электроэнергии частью IT-индустрии, или же все-таки это отдельные отрасли экономики.

Третье из приведенных определений наиболее близко к обыденному значению, в котором производство вычислительной техники отделено от ее использования и написания программ.

 

Попробуем проверить какое из двух определений более подходит к списку крупнейших IT-компаний мира:

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_the_largest_information_technology_companies

Видим список, а в нем первые пять строк:

           

# Название компании производит
1 Samsung Electronics Мобильные устройства, полупроводники, электронные устройства
2 Apple Inc. Мобильные устройства, персональные компьютеры, программное обеспечение
3 Foxconn          Производство OEM-компонентов
4 Amazon.com Интернет-продажи, обласные вычисления, аппаратное обеспечение
5 HP Inc. Персональные компьютеры, принтеры, корпоративные решения

          

И оказывается, что когда речь заходит о реальном словоупотреблении, то производство вычислительной (и не только вычислительной) техники вполне относится к сфере IT.

----------------------------------

Всё-таки, что мы будем называть IT?

Давайте в рамках этой статьи называть информационными технологиями - практическую реализацию идей в области

1) сбора информации
2) хранения информации
3) обработки информации
4) распространения информации

Под практической реализацией будем подразумевать создание:

1) узкоспецилизированного прибора
2) универсальных устройств, объединяющих более простые компоненты
3) программного обеспечения для универсальных устройств с доступом к какой-либо сети
4) сетевые приложения

Приведем иллюстративную таблицу с примерами пересечения этих множеств

  сбор информации  хранение информации обработка информации распространение информации
приборы    датчик температуры ферромагнитные диски процессор             оптоволоконная сеть
устройства   спутник Voyager-2 жесткий диск персональный компьютер мобильный телефон
программное   обеспечение текстовые парсеры  управление файлами в файловых системах графические редакторы мессенджеры

сетевые приложения

сбор статистики  поисковых запросов системы управления базами данных обработка поисковых запросов видеохостинги

      

Таким образом добыча редкоземельных металлов, создание рекламы телефонов или видеоблогинг не входят в IT по нашему определению.
Возможно, оно несовершенно, поэтому если у Вас есть что сказать и усовершенствовать - просим написать в комментариях.

 

\ e n d {раздел 1: определение}

----------------------------------

\ b e g i n {раздел 2: главный вывод}

Разобравшись с определением зададимся вопросом, а куда же пойти учиться, чтобы работать в той или иной области?

К сожалению, видимо, однозначного ответа попросту не существует.

Если Вы хотите создавать новые материалы для IT - вам следует стать химиком или физиком;
Если Вы хотите создавать приборы - вам следует изучать радоифизику;

Ещё сложнее всё становится, если Вы хотите создавать программное обеспечение.

Возможно, если Вы хотите заниматься совершенствованием средств компьютерного перевода - следует пойти на "компьютерную лингвистику".
Или, если Вы хотите заниматься созданием мобильных приложений для интернет-ритейла, системами документооборота или другими корпоративными системами - следует поступать на "программную инженерию".

Если Вы хотите заниматься построением систем баз данных - следует пойти на направление "Информационные системы и технологии".

Перечислять все возможные варианты трудоустройства, связанные с информационными технологиями - просто невозможно и глупо. Глупо, потому что список был бы очень длинным и никто бы его здесь не стал читать. А невозможно, потому что пока бы мы всё перечислили неизбежно появились бы новые возможности, о которых мы даже ещё и не знаем.

\ e n d {раздел 2: главный вывод}

----------------------------------

\ b e g i n {раздел 3: а куда все-таки лучше}

А что сейчас из этого всего многообразия наиболее перспективно?

Ответ на этот вопрос интерсует не только абитуриентов, но и их будущих работодателей. К сожалению, было бы опрометичвыми давать какие-то долгосрочные прогнозы.

В середине XX-века футурологи предполагали, что к началу XXI-века люди будут использовать летающие автомобили, основным видом энергии станет атомная, что мы будем есть синтетистическую пищу, или то, что в каждом доме будет робот-прислуга.

Ничего из этого не случилось, зато произошел взлет телекоммуникационных технологий, электроники и вычилсительной техники, превышающих даже самые смелые ожидания.
В фильме 1995 (sic!) года "Джонни Мнемоник" фантастическим казался объем информации размером в 160 ГБ.

Единственное что можно сказать, что огромное количество инноваций в области информационных технологий по-прежнему приходит из математики, и если Вы хотите оказаться на фронтире, в самом авангарде, то следует избрать для себя направления  "математика и компьютерные науки".

\ e n d  {раздел 3: а куда все-таки лучше}

Источник информации: Новиков А.А.