\ b e g i n {Дисклеймер}
Разумеется, это отчасти рекламный текст, поэтому, если Вы вдруг, хотите получить краткий ответ, и не разбираться в сути вопроса, то сразу предлагаем Вам поступать на ИТИС.
Дальнейший текст достаточно длинный сосредотачисвается на том, что вообще такое информационные технологии, и дает один способов структурного представления этих самых технологий.
Причины почему мы предлагаем поступать к нам на направление "математика и компьютерные науки" затрагивается только всколзь и заслуживают отдельной добротной статьи.
\ e n d {Дисклеймер}
Частый вопрос, на который толком нельзя найти ответ, поскольку с точки зрения обывателя "работа в информационных технологиях" - это, в лучшем случае, работа за компьютером с написанием некоторой красиво структурированной тарабарщины, но ещё более вероятно - это презентация красивых и почти волшебных устройств, которые могут и ответить на устно заданный вопрос, подсказать оптимальные маршрут, вызвать такси и т.д.
Разберемся в поставленном вопросе как подобает математикам.
\ b e g i n {раздел 1: определение}
----------------------------------
Во-первых, попробуем дать определение информационным технологиям.
----------------------------------
Русскоязычная википедия предлагает на выбор три определения:
1) процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ);
2) ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
3) приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90);
Строго говоря, под первое определение подпадает такие отрасли как журналистика, печатное дело и работа в пресс-службе. Признаться, это не совсем то же, что подразумевают люди,
когда говорят словосочетание "информационные технологии".
Второе определение использует неопределенный термин "ресурсы", с которым следовало бы разобраться отдельно. Но оно хорошо тем, что в действительности позволяет включить
в понятие информационных технологий и производство микросхем, и написание алгоритмов, и интегрирование информационных систем в корпоративное управление. К сожалению,
остается неясным, является ли добыча редкоземельных металлов или выработка электроэнергии частью IT-индустрии, или же все-таки это отдельные отрасли экономики.
Третье из приведенных определений наиболее близко к обыденному значению, в котором производство вычислительной техники отделено от ее использования и написания программ.
Попробуем проверить какое из двух определений более подходит к списку крупнейших IT-компаний мира:
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_the_largest_information_technology_companies
Видим список, а в нем первые пять строк:
# | Название компании | производит |
1 | Samsung Electronics | Мобильные устройства, полупроводники, электронные устройства |
2 | Apple Inc. | Мобильные устройства, персональные компьютеры, программное обеспечение |
3 | Foxconn | Производство OEM-компонентов |
4 | Amazon.com | Интернет-продажи, обласные вычисления, аппаратное обеспечение |
5 | HP Inc. | Персональные компьютеры, принтеры, корпоративные решения |
И оказывается, что когда речь заходит о реальном словоупотреблении, то производство вычислительной (и не только вычислительной) техники вполне относится к сфере IT.
----------------------------------
Всё-таки, что мы будем называть IT?
Давайте в рамках этой статьи называть информационными технологиями - практическую реализацию идей в области
1) сбора информации
2) хранения информации
3) обработки информации
4) распространения информации
Под практической реализацией будем подразумевать создание:
1) узкоспецилизированного прибора
2) универсальных устройств, объединяющих более простые компоненты
3) программного обеспечения для универсальных устройств с доступом к какой-либо сети
4) сетевые приложения
Приведем иллюстративную таблицу с примерами пересечения этих множеств
сбор информации | хранение информации | обработка информации | распространение информации | |
приборы | датчик температуры | ферромагнитные диски | процессор | оптоволоконная сеть |
устройства | спутник Voyager-2 | жесткий диск | персональный компьютер | мобильный телефон |
программное обеспечение | текстовые парсеры | управление файлами в файловых системах | графические редакторы | мессенджеры |
сетевые приложения |
сбор статистики поисковых запросов | системы управления базами данных | обработка поисковых запросов | видеохостинги |
Таким образом добыча редкоземельных металлов, создание рекламы телефонов или видеоблогинг не входят в IT по нашему определению.
Возможно, оно несовершенно, поэтому если у Вас есть что сказать и усовершенствовать - просим написать в комментариях.
\ e n d {раздел 1: определение}
----------------------------------
\ b e g i n {раздел 2: главный вывод}
Разобравшись с определением зададимся вопросом, а куда же пойти учиться, чтобы работать в той или иной области?
К сожалению, видимо, однозначного ответа попросту не существует.
Если Вы хотите создавать новые материалы для IT - вам следует стать химиком или физиком;
Если Вы хотите создавать приборы - вам следует изучать радоифизику;
Ещё сложнее всё становится, если Вы хотите создавать программное обеспечение.
Возможно, если Вы хотите заниматься совершенствованием средств компьютерного перевода - следует пойти на "компьютерную лингвистику".
Или, если Вы хотите заниматься созданием мобильных приложений для интернет-ритейла, системами документооборота или другими корпоративными системами - следует поступать на "программную инженерию".
Если Вы хотите заниматься построением систем баз данных - следует пойти на направление "Информационные системы и технологии".
Перечислять все возможные варианты трудоустройства, связанные с информационными технологиями - просто невозможно и глупо. Глупо, потому что список был бы очень длинным и никто бы его здесь не стал читать. А невозможно, потому что пока бы мы всё перечислили неизбежно появились бы новые возможности, о которых мы даже ещё и не знаем.
\ e n d {раздел 2: главный вывод}
----------------------------------
\ b e g i n {раздел 3: а куда все-таки лучше}
А что сейчас из этого всего многообразия наиболее перспективно?
Ответ на этот вопрос интерсует не только абитуриентов, но и их будущих работодателей. К сожалению, было бы опрометичвыми давать какие-то долгосрочные прогнозы.
В середине XX-века футурологи предполагали, что к началу XXI-века люди будут использовать летающие автомобили, основным видом энергии станет атомная, что мы будем есть синтетистическую пищу, или то, что в каждом доме будет робот-прислуга.
Ничего из этого не случилось, зато произошел взлет телекоммуникационных технологий, электроники и вычилсительной техники, превышающих даже самые смелые ожидания.
В фильме 1995 (sic!) года "Джонни Мнемоник" фантастическим казался объем информации размером в 160 ГБ.
Единственное что можно сказать, что огромное количество инноваций в области информационных технологий по-прежнему приходит из математики, и если Вы хотите оказаться на фронтире, в самом авангарде, то следует избрать для себя направления "математика и компьютерные науки".
\ e n d {раздел 3: а куда все-таки лучше}