06 июля 2017
Что ждет абитуриента-2017? Особенности приема в вузы

20 июня в российских вузах официально стартует приeмная кампания. Об особенностях приeма в высшие учебные заведения в 2017 году мы беседуем экспертом по поступлению в вузы, ответственным за приём в Елабужский институт Казанского федерального университета Евгением Беловым.

Евгений Валериянович, расскажите, что нового готовят вузы для абитуриентов этим летом?

– В этом году правила приeма в высшие учебные заведения не менялись. Поэтому в вузах ожидают, что приeмная кампания-2017 пройдет в привычном режиме. Как и в прежние годы, за выпускниками школ сохраняется право подавать документы в 5 вузов, по 3 направлениям подготовки в каждый. Приeм документов в вузах начнeтся 20 июня и продлится до 26 июля. В календарных пределах прежних лет будет проводиться и зачисление на 1 курс. Однако кое-какие сюрпризы абитуриентов и их родителей в этом году всe же ожидают.

О каких именно неожиданностях идeт речь?

– Поступающим следует готовиться к тому, что стоимость обучения в государственных вузах существенно увеличится. Буквально за пару недель до начала приeмной кампании Минобрнауки РФ установило новые базовые нормативы стоимости платных образовательных услуг в высших учебных заведениях. Для разных регионов коэффициенты различаются, однако, в целом, сейчас в зависимости от направления обучения, разница между прошлогодней стоимостью и стоимостью этого года составляет порядка 25-30 процентов.

Примечательно, что наиболее жесткие требования коснулись федеральных университетов. Стоимость очного обучения на направлениях подготовки, так называемой «стоимостной категории № 1» в Казанском федеральном университете составляет 102 390 руб. В эту категорию входят традиционно популярные среди абитуриентов направления – экономика, менеджмент, юриспруденция, педагогическое образование и другие. Для сравнения, обучаться на этих направлениях в Уральском федеральном университете обойдeтся ещe дороже – 116 700 руб., а в Дальневосточном – 120 000 руб. Стоимость обучения на направлениях стоимостных категорий № 2 и № 3 ещe выше.

И это на фоне тотального снижения количества бюджетных мест по всей стране!

– Не совсем так, но в целом вы правы. На протяжении последних лет Минобрнауки РФ планомерно сокращает количество бюджетных мест. Хотя бывают и исключения. Например, в Елабужском институте КФУ на очном отделении количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом сократилось более чем в 2 раза – с 323 мест до 159. При этом у нас на «заочке» количество бюджетных мест даже увеличилось, хоть и несущественно – с 242 до 256 мест. Но повторюсь, в целом вы правы – в этом году абитуриенты столкнутся с дефицитом бюджетных мест.

Получается, что у вас заочное отделение оказалось в привилегированном положении.

– Я бы не спешил с подобными выводами. В целом по стране сохраняется тенденция к сокращению программ заочного обучения. Тот же Уральский федеральный университет, например, в этом году отказался от приeма на заочное обучение практически полностью, за исключением его филиалов. В ближайшие годы приeм на «заочку» сохранится и возможно, даже увеличится на педагогическом направлении, в вузах, готовящих школьных учителей. Это связано, во-первых, с тем, что школьных учителей в стране не хватает. А во-вторых, в следующем году в стране будет введeн профессиональный стандарт учителя и многим школьным учителям придeтся получать дополнительное высшее образование без отрыва от работы.

И насколько высокий у абитуриентов интерес к педагогическому образованию?

– Стабильно высокий. На протяжении нескольких последних лет мы наблюдаем несколько отчeтливых трендов. Первый связан с увеличением рождаемости в стране. Поначалу у абитуриентов усилился интерес к профессии воспитателя, позже – к профессии учителя начальных классов. Сейчас внимание к этим профессиям также сохраняется, при этом чувствуется, как растeт интерес к профессии учителя-предметника. Учтeм также, что сегодня профессия педагога привлекательна в силу стабильности доходов школьных учителей. Поэтому другой тренд исходит не от выпускников школ, а от абитуриентов более зрелого возраста. Здесь интерес к профессии педагога обусловлен стремлением изменить карьеру.

В таком случае, что вы предлагаете – поступать на второе высшее?

– На второе высшее или в магистратуру. Это зависит от разных факторов, прежде всего от ранее полученного образования и мотивов абитуриента. Многим нашим абитуриентам более удобна именно магистратура по направлению «Педагогическое образование» – здесь и срок обучения короче, и бюджет экономней. Если стоимость обучения на втором высшем составляет около 150 тыс. руб. за 5 лет, то обучение в магистратуре обойдeтся, как минимум, в 2 раза дешевле.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

4 СЛУЧАЯ, КОГДА ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ РЕАЛЬНО ПОМОГЛО

В РАЗВИТИИ КАРЬЕРЫ >>


Вернeмся к теме федеральных университетов и стоимости обучения. Получается, что абитуриенту дешевле учиться в обычных государственных и негосударственных вузах? Конкуренции не боитесь?

– Очевидно, что какую-то часть абитуриентов в этом году «оттянут» вузы, в которых получить диплом можно дешевле. Преимущество федеральных университетов перед «обычными государственными» вузами заключается в том, что федеральные университеты изначально создавались как вузы с более высоким уровнем образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. Современные работодатели, кстати, эту разницу прекрасно чувствуют. Если пару-другую лет назад в объявлениях о вакансиях можно было обнаружить комментарии работодателя об отказе принимать выпускников негосударственных вузов, то сейчас предпочтения работодателя воплотились в более конкретных, осязаемых вещах. Сегодня у выпускников Казанского федерального университета заработная плата выше, чем у их коллег, закончивших «обычные государственные» вузы.

Есть и другой фактор, который абитуриенты и их родители упускают из внимания – это надeжность вуза. На моей памяти есть масса случаев, когда, уже обучаясь в вузе, студенты вдруг узнают, что Рособрнадзор лишил их алма-матер аккредитации полностью или по определeнным направлениям подготовки. То есть вуз не сможет дать диплом государственного образца. Или бывает, что учебное заведение признаeтся неэффективным. А это уже означает, что вуз ожидает реорганизация, вплоть до лишения лицензии и прекращения деятельности. Вы спросите: «Можно ли знать при поступлении в институт, что с ним случится, например, через три года?» Отвечу: «Не будучи экспертом, практически невозможно». Может быть, с вашим вузом всe обойдeтся. Но нужны ли вам такие риски за ширмой низких цен?

Что же касается конкуренции – мы хотим, чтобы выпускники школ поступали к нам и готовы быть гибче в конкурентной борьбе. В этом году в Казанском федеральном университете на очном отделении можно будет обучаться с 20-процентным дисконтом от базовой стоимости платных образовательных услуг. А это, на минуточку, уже не 102 тысячи с лишним, а 81 900 руб. Предложение ограничено – например, в Елабужском институте КФУ претендовать на дисконт смогут лишь абитуриенты, поступающие на направления «Лингвистика» и «Педагогическое образование» и имеющие результаты ЕГЭ не ниже 150 баллов в сумме по трeм необходимым дисциплинам.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
О СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ 1 КУРСА >>


В результате, более старательные и успешные выпускники школ поступят в престижные вузы на бюджетные места или получат дисконт на оплату обучения, а менее старательные будут вынуждены учиться по полной стоимости в государственных или негосударственных вузах.

Вы затронули тему ЕГЭ. Что порекомендуете нынешним десятиклассникам, чтобы подготовиться к поступлению в вузы в следующем году?

– От лица всех своих коллег, преподавателей поздравляю школьников, закончивших десятый класс, с началом долгожданных летних каникул. Желаю им с пользой провести это время и к началу нового учебного года определиться с подготовкой к ЕГЭ. Советую присмотреться к летним образовательным программам, которые предлагают вузы. В республике хорошо известна, например, «Летняя физико-математическая школа», которая проводится на базе оздоровительного лагеря «Буревестник» силами сразу трeх институтов Казанского федерального университета – Институтом физики, Елабужским и Набережночелнинским институтами КФУ. В республике существуют и другие образовательные программы летнего отдыха – лингвистические смены, биологические, психологические и другие. Сейчас уже середина июня, у многих ещe есть время выбрать направление и поучаствовать. Главное – определиться с подготовкой к ЕГЭ сейчас, чтобы осенью не тратить время на поиск репетиторов или курсов.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ