16 мая 2017
7С класс побывал в музее-мемориале Великой Отечественной войны

11 мая ученики 7С класса под руководством учителя истории и обществознания Дины Султановны Билаловой посетили Казанский музей-мемориал Великой Отечественной войны.

В самом начале нам рассказали о великих людях войны и их подвигах. Нам было представлено несколько залов. В первом ученикам рассказали об авиационных клубах, которые были основаны в 1935 году. Еще задолго до войны образ жизни людей был совсем другим. Экспонаты из жизни того времени меня особо удивили, например: швейные машинки «Зингер», патефоны, тюбетейки, гармошки, радиотарелки. После краткого рассказа нам показали школьные принадлежности учащихся: учебник 5 класса, тетрадь, стол, стул.
 

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны...


Многие люди, на вопрос «Назовите, пожалуйста, дату начала второй мировой войны», ответят: «22 июня 1941 года».  Оказывается, это не так! Началом послужило нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. В этой войне приняли участие шестьдесят одно государство. Затем мы перешли во второй зал, где нашему вниманию были представлены вещи немецких солдат: контейнер для еды, вилка, радио, стол, стул, записная книжка.

Фашисты хотели после захвата СССР поделить страну на четыре части. 22 июня 1941 года план Барбаросса вступил в действие. Конечно же, СССР не был готов к столь мощному удару. Северная армия была отправлена на оборону Ленинграда, а Южная в Киев. В планах врагов было захватить СССР за пять месяцев.
1941 год был очень тяжёлым временем для нашей страны: кадровая армия была уничтожена, солдаты плохо владели оружием, нужны были добровольцы!
О войне в Казани объявили по радио на улице Баумана.

Чуть позже нам показали макет Брестской крепости. Ученикам были показаны интересные находки: обломок кирпича из крепости, надпись: «Умрем, но из Брестской крепости не уйдем!». Оборону сооружения держал Петр Гаврилов со своими двенадцатью бойцами. Герой, вернувшись, попросил после смерти захоронить его около крепости, там, где когда-то погибли его солдаты.
После, моим одноклассникам показали карту контрнаступления советских войск в Москве, двухствольный пулемёт Дягтярева.

 

Следующий зал был посвящен блокаде Ленинграда.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады- 
мы не покинем наших баррикад…

Еды в блокадном Ленинграде было мало: в самые первые дни фашисты совершили бомбардировку продуктовых складов и заводов, где производили продукты. Пищу раздавали по карточкам: взрослому человеку 250 граммов хлеба в день, детям и пожилым 125 грамм.
Совершенно не было отопления, воду брали из Невы. Люди умирали на улицах, их хоронили в Пискаревском кладбище.
Нам удалось посмотреть на копию дневника Тани Савичевой.

Озноб пронзает, как ни утепляйся… 
Жизнь держится в телах иссохших еле-еле… 
Рукою слабой: «Умер дядя Вася… - 
Запишет Таня, - Ночью, в два...» - в сыром апреле…

Держать оборону Ленинграда было очень важно для дальнейшей судьбы страны. Если бы Ленинград сдался, то войска спокойно прошли бы на Москву.
Немцы не ожидали, что захватить СССР будет так сложно, поэтому и не были готовы к зиме.
Курская битва – это был переломный момент Великой Отечественной войны.

Как свеча поминальная, звонница
Там, где Курскою назван дугой.
Край, который доселе нам помниться, 
Край, спалённый ценой дорогой.

Постепенно мы добрались до третьего зала, где ребятам были представлены письма, адресованные солдатам из дома, послания, согревающие им душу. 

Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился...

Нам рассказали и о Герое Советского Союза – Михаиле Петровиче Девятаеве, который, будучи в плену у фашистов, собрал группу из десяти человек и совершил побег. Во время обеда немцев пленные захватили самолет, поднялись в небо, избежали ударов со стороны русских, вернулись на Родину и рассказали о плане врагов.
Самые интересные факты, которые я узнала во время похода в музей.
1. Во время войны нельзя было включать свет, чтобы фашисты не знали, куда сбрасывать бомбы.

2. Партизаны жили в землянках, а предметами быта были: кружка, печка-буржуйка, вещевой мешок, плащ-палатка, санитарная сумка.
3. За сбитый самолет с русскими летчицами, которых фашисты боялись и называли «ночными ведьмами», немцам давали 5000 марок и железный крест.
4. В тылу, в Татарстане солдатам помогали, создавая медицинские материалы, препараты, инструменты. Производили порох, который использовался в армии в частности для миномета «Катюша». Шили сапоги, парашюты, валяли валенки.
5. Пленных из Советского Союза фашисты не считали за людей.

6. Пять миллионов человек были узниками концлагерей.
7. В морской флот принимали мальчиков 13-16 лет, у которых было хорошее здоровье и разрешение от матерей. 
8. Михаил Девятаев, когда угонял самолет, весил всего 39 килограммов.
Слова благодарности от всего нашего класса выражаем администрации лицея имени Н.И.Лобачевского за возможность узнать много нового про свою Родину, ведь, на мой взгляд, каждый человек должен знать историю своей страны, своей Отчизны!

Источник информации: Вилена Клементьева, 7С класс