02 мая 2017
Лобачевский и Гаусс - математический "дуэт", представленный на международной научной конференции

Преподаватель Елабужского института КФУ участвовал в VIII Международной научной конференции, посвященной великому немецкому математику Карлу Гауссу.

В Тольяттинском государственном университете состоялась конференция «Математика. Образование. Культура». В основу положен тезис о том, что математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Посвящение Карлу Фридриху Гауссу связано с тем, что мир отмечает 240-летие со дня рождения «короля математиков», как его называют в истории предмета. Именно Гаусс назвал математику «царицей наук». Так как 2017 год является «двойным юбилейным» в связи с 225-летием Н.И. Лобачевского, и научные пути этих великих ученых пересекались, на конференции неоднократно затрагивалась тема неевклидовой геометрии и ее признания.

Как известно, Гаусс выразил свою симпатию к идеям русского ученого косвенно. По его представлению Лобачевский был избран членом-корреспондентом Геттингенского научного общества как один из «выдающихся математиков Российской империи». Избрание Лобачевского состоялось в 1842 году и стало первым и единственным прижизненным признанием научных заслуг Лобачевского. Гаусс и сам тайком развивал неевклидову геометрию, однако так и не решился опубликовать что-либо на эту тему, полагая, что научная общественность еще не готова воспринять столь радикальные идеи. Кроме того, отметим, что Мартин Бартельс, профессор Казанского университета, который увлек Лобачевского математикой, в молодости был и учителем Гаусса.

Одним из выделяющихся пленарных докладов был доклад доктора наук, профессора отделения славянской филологии Геттингенского университета им. Георга-Августа, действительного члена Академии наук в Геттингене, почетного доктора Казанского федерального университета Лефельдта Вернера «Карл Фридрих Гаусс и русский язык». Гауссу было около 60 лет, когда он начал изучать русский язык, по легенде, чтобы ознакомиться с деталями открытий казанского геометра. Профессор Вернер рассказал об автодидактическом методе Гаусса, о его удивительных успехах в изучении языка.

В докладах ведущих специалистов в области методики обучения математике: заведующего отделом научно-технической информации Института математики и механики Национальной Академии Наук Азербайджана профессора Р.Асланова из Баку, председателя секции «Педагогические вузы» научно-методического совета Министерства образования и науки РФ В.Смирнова из Москвы, профессора Академии Экономики в Радоме (Польша, г. Радом) Антони Пардала, заведующего кафедрой информатики и методики обучения информатике и математике Пензенского государственного университета М. Родионова и других были рассмотрены многие вопросы математического образования в школе и вузе в России и за рубежом.

В работе конференции принял участие доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ Мансур Гильмуллин. Он выступил с секционным докладом «Варианты множественности в историко-математических и историко-методических задачах», в котором исследуются инновационные формы и средства, используемые в математической и методической подготовке учителей математики.

В качестве примера задач ученый привел актуальную тему: «Дано: 2017 год – год двойного юбилея математики: 240-летие со дня рождения К.Ф.Гаусса и 225-летие Н.И.Лобачевского. Они творили в начале периода современной математики. Пересекались ли их научные пути? В каких областях математики и других наук были общие научные интересы Гаусса и Лобачевского? Какие проблемы древнегреческой математики решены Гауссом и Лобачевским? Стойкость Лобачевского в борьбе за свои идеи приводится как яркий пример научной смелости. В чем выражается эта стойкость? Мы знаем Н.И. Лобачевского больше как гениального геометра, ученого-математика. Известный историк математики Б.В.Болгарский считает Н.И.Лобачевского основоположником Казанской методико-математической школы. Можете ли вы назвать признаки этой школы?»

Резюмируя, Мансур Гильмуллин отметил, что учебные историко-методические задачи имеют признаки как множественных задач математики, так и нестандартных, переопределенных задач с неоднозначным решением. Фактически, полное решение этих задач в данной ситуации является выполнением исследовательского проекта.

В рамках конференции проводился Международный конкурс научно-исследовательских работ аспирантов и магистрантов «Моя кандидатская (магистерская) диссертация». Аспирантка Елабужского института КФУ Полина Павлова представила труд «Преемственность формирования метапредметных результатов обучения на различных ступенях школьного образования». Мансур Гильмуллин принимал участие в работе международного жюри конкурса. 

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ