05 апреля 2017
Трехдневная киношкола стартовала в КФУ в рамках форума "Время кино"

4 апреля в Казани стартовал III Всероссийский форум «Время кино». Данное мероприятие организовано в трех направлениях: «Питчинг кинопроектов», «Республиканский сценарный конкурс» и «Киножурналистика». Секция «Киножурналистика» проходит в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.

Открытие форума и погружение студентов на 3 дня в киноиндустрию началось с минуты молчания в память погибших при теракте в Санкт-Петербурге.

Количество мест на форум было ограничено, так что задолго до его начала ребята записались и ждали в предвкушении чего-то нового. Участникам секции «Киножурналистика» вручили раздаточный материал, где дни с 4 по 6 апреля буквально расписаны по минутам. Организаторы обещали насыщенную программу. После первого дня участники в этом убедились.

Фото: Евгений Жура

Секцию «Киножурналистики» с лекцией «Интенсив по киножурналистике: практикум кинообзора» открыла Вероника Скурихина. Эта яркая, экспрессивная и интересная девушка является кинообозревателем телеканала «Россия» в утренней программе, а также автором рецензий и публикаций  на «Tenstars».

«Давайте честно, кто из  вас не стыдиться при всей аудитории признаться, что любит мейнстрим?» —  именно с такого вопроса началась занимательная лекция. Лишь пару человек подняли руки, и спикер отметила, что на журфаке никогда не модно любить мейнстрим. Как оказалось, любить мейнстрим совершенно неплохо. Именно он иногда приносит сюрпризы. Одной из самых сложных рецензий кинообозревателя была рецензия на фильм «Бетмен против супермена», в котором настолько запутанный сюжет, что  рецензия обещает быть такой же.  По мнению лектора, мейнстрим – это первые четыре фильма в списке новинок кинопроката, это фильмы, которые актуальны в первые две недели проката.

«Если вы не любите кино, вы не имеет право писать про кино», — еще одна из ключевых фраз Вероники Скурихиной. Одним из критериев хорошего обзора кино является база. К сожалению, на сегодняшний день еще не открыты уроки и лекции по киножурналистике, но есть отличные площадки, форумы, фестивали и множество лекторов, которые готовы раскрывать мир кинообзора и кинокритики.

Фото: Евгений Жура

Чем же отличается кинообозреватель от кинокритика? Кинокритика требует глубокой аналитики: анализ места конкретного произведения в мире кинематографа, погружение в фестивальную, бюджетную истории и даже личную жизнь режиссера.  Кинокритик должен иметь представление о золоте кинематографа. Кинообозреватель – человек, который живет со своим продуктом в эту минуту, оценивает актуальность материала здесь и сейчас. От кинообзора аудитория требует легкости. Нельзя написать правильную и неправильную рецензию, пишите, как думаете, но при этом грамотно анализируя и разбирая операторскую работу, саундтрек, сценарную работу, актерскую работу, режиссерский язык, актуальность картины в прокате. Оценить все это и изложить это для конкретной аудитории.

Занимательную лекцию Вероника Скурихина завершила словами, что легко писать о плохом фильме, тяжело писать о фильме, который вам понравился: «Прежде чем самому становится кинообозревателем или кинокритиком, найдите в кинематографе то, что нравится именно вам, потому что посмотреть все картины невозможно. Писать, писать, писать, писать», — именно такими словами завершилось первое погружение участников в мир кино.

После теоретической лекции начался «Практикум киноведческого обзора».  В шоу-руме Высшей школы журналистики участники стали зрителями фильма «К чуду» американского режиссера Терренса Малика. Этот режиссер по праву считается классиком кинематографии. После фильма началось обсуждение картины с киноведом Евгением Майзелем, который является кинокритиком, шеф-редактором сайта журнала «Искусство кино», членом Гильдии киноведов и кинокритиков, членом Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI.

Во время практикума участники увидели ясную разницу между кинообзором и кинокритиком. Так лектор начал разбор картины с того факта, что режиссер является философом, более того написал несколько книг на эту тему, тем самым дал надежду, что увиденный фильм —  не «белиберда и чушь», а все-таки нечто глубокое и мудрое.

Да, действительно, фильм «К чуду»  не мейнстрим, это из рода арт-хаусного кино, то есть рассчитанного на неширокую аудиторию. У  данного режиссера есть поклонники, но это определенный круг лиц.  Евгений Майзель начал буквально «раскрывать» фильм, как коробочку. Он приводил цитаты из фильма, объяснял их значения, анализировал яркие черты режиссерской работы.

Фото: Евгений Жура

Фильм Терренса Малика «К чуду» создан набросками, конспектами. Этот фильм не был успешен, а на венецианском фестивале не был принят восторженно зрителями.  И даже один из почитаемых кинокритиков, любящих творчество этого режиссера, отметил, что в картине много неясного, купюрного. А обязано ли искусство разжевывать?

Терренсу Малику свойственна автономия голоса и кадра. Здесь эта черта приобретает концептуальную черту: странные реплики последовательно объясняют, о чем фильм. Первая реплика в фильме «new born»  — новорожденный. Но это фильм не о детях, а о новых душах, которые рождаются в процессе любви как эйфории. Фильм «К чуду» о сложной связи, о любви через пространство.

Участники были погружены в атмосферу арт-хаусного кино, многие были удивлены и задумчивы. Но последняя кинокартина дня сняла усталость и недуг от насыщенного дня и придала новых сил.

Пресс-показ романтической комедии Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью» в кинотеатре «Мир» не оставил никого равнодушным. Добрая комедия с национальным колоритом Башкортостана, наивная, смешная, веселая – в зале все время стоял смех. После проката состоялось обсуждение картины с режиссером Аскаровым и оператором Тимуром Ганеевым.

Слова благодарности звучали в адрес создателей фильма, все были в полном восторге. Бюджет фильма составил 5 млн. рублей, 4,5 из которых – грант Министерства культуры республики и 500 тысяч личные вложения режиссера и его команды. 2 молодых человека сидели перед участниками форума и ждали критики в свой адрес, но она имела лишь положительную окраску. Более того, появилось множество желающих помочь финансово или технически для полной доработки фильма и улучшения качества звука и картинки.

Фильм рассчитан на башкирского зрителя, режиссер подчеркнул, что хотел показать феномен башкирского кино.

Единственной проблемой является не сам фильм, а поддержка проката. По словам режиссера, им приходится стучать не в одну дверь, чтобы фильм показали не только в Уфе, но и в других городах республики.

Дарья Черницына