01 февраля 2013
Выбирая приоритеты

31 января  состоялась конференция трудового коллектива Института филологии и искусств. На общем собрании обсуждены итоги реализации в 2012 году Программы развития института  и задачах на 2013 год.

С отчетным докладом выступил директор Института филологии и искусств Р.Р.Замалетдинов. Как подчеркнул Радиф Рифкатович, глобальные вызовы современности требуют стремительного движения вперед по инновационному пути. «Секрет успешного развития, как всего университета, так и нашего института, повышения их статуса и авторитета кроется в органичном соединении сложившихся десятилетиями научных и образовательных традиций и новых эффективных моделей организации научного и образовательного процесса, подбора абитуриентов, повышения квалификации научно-педагогических кадров».

Целью развития Института филологии и искусств является его становление как ведущего научно-образовательного и методического центра в области филологии и искусств, способствующего инновационному развитию страны и макрорегиона. В соответствии с этой целью  в ИФИ  реализуются такие приоритетные направления, как межкультурные коммуникации, гуманитарные и педагогические технологии, региональное социально-экономическое развитие. 

В прошедшем году в институте организована систематическая работа по решению проблемных вопросов.  Был организован и успешно действует Малый Институт филологии и искусств, в котором обучаются сотни учащихся 7-11 классов не только из разных уголков Татарстана, но и из других регионов Российской Федерации (Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, Башкортостан, Самарская и Ульяновская области). Все студенты Малого ИФИ проявляют ту или иную степень одаренности в области филологии и искусств и являются будущими потенциальными абитуриентами  института.

Институтом начата активная работа с гуманитарной гимназией-интернатом для одаренных детей в поселке Актаныш. Ведущими преподавателями ИФИ проведено более 10 интернет-лекций и интернет-уроков для учащихся гимназии, а также организована подготовка учащихся 9-11 классов гимназии к олимпиадам по 8 предметам (татарский язык и литература, английский язык, история, физика, химия, право и обществознание).

В 2012 году учеными ИФИ на базе этой  гимназии были проведены I республиканская научно-практическая конференция учителей школ и сузов – «Авзаловские чтения» и I республиканская научно-практическая конференция учащихся «Мы молодые, талантливые». Сейчас руководством Республики Татарстан решается вопрос о создании целой сети подобных гимназий для одаренных детей в городах и районах республики.

По привлечению в магистратуру и аспирантуру выпускников других вузов сделаны ещё только первые шаги и предстоит выйти не только за пределы Республики Татарстан, но и Приволжского федерального округа, собрать  лучших магистратов и аспирантов.

Ещё год назад в институте сетовали на недостаточный уровень информационно-технологической и методической обеспеченности образовательного процесса. По словам Радифа Рифкатовича, сегодня уже можно констатировать серьезное продвижении в этом направлении - установлены 12 современных лингафонных кабинетов, активно разрабатывается электронные образовательные ресурсы.

Проведенный ещё год назад диагностический анализ внешней среды Института позволил обнаружить ряд продуктивных возможностей для развития.  В ИФИ  усилили сотрудничество с региональными, российскими  и зарубежными вузами, академическими исследовательскими центрами.  Подписаны и успешно реализуются протоколы и договоры о сотрудничестве в образовательной, научной и культурной сферах с филиалами КФУ в Елабуге и Набережных Челнах, Институтом гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина, филологическим факультетом Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Российским новым университетом (г. Москва), Институтом языкознания имени А.А. Потебни Национальной академии наук Украины, Бакинским славянским университетом (Республика Азербайджан) и другими.

Была реализована на практике готовность коллективов отделений института к интеграции усилий в области науки и образования. Это проявилось в разработке совместных научных проектов, самым крупным из которых стала реализация государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации по теме «Комплексные исследования межкультурных коммуникаций в полиэтническом пространстве». В 2012 году  были организованы и проведены ряд крупных международных научных мероприятий: Международная научно-практическая конференция "Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии", Международный научно-практический форум «Сохранение и развитие родных языков и литератур» и другие..

«Подобных примеров продуктивного использования имеющихся у нашего Института возможностей для развития можно привести немало. В то же время, нельзя не учитывать и ряд серьезных внешних угроз, затрудняющих дальнейшее развитие Института», - подчеркнул Р.Р.Замалетдинов. Среди них, прежде всего, он назвал мнения о неприоритетности развития гуманитарной науки и образования, снижения численности абитуриентов и связанное с этим усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, а также низкий уровень мотивации в обществе к получению высшего и послевузовского филологического образования.

“Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что общий объем сильных сторон и средовых возможностей ИФИ достаточно велик для дальнейшего продвижения вперед по пути модернизации его деятельности. В то же время необходим поиск новых путей преодоления слабых сторон института и хотя бы частичной компенсации существующих внешних угроз, являющихся серьезным препятствием для его дальнейшего развития. В целом все стоящие перед нами плановые показатели эффективности деятельности института в 2012 году выполнены»,- резюмировал директор ИФИ КФУ.

После содокладов, представленных заведующими отделениями института, перед преподавателями выступил проректор КФУ по социальной и воспитательной работе А.М.Межведилов и председатель профкома КФУ О.И. Северьянов. Ариф Магидинович  дал положительную оценку деятельности ИФИ, отметил его большой потенциал и возможности. По его мнению,  в ИФИ трудится креативный коллектив, который часто выступает с инициативными предложениями, является лидером в социально-воспитательных проектах федерального университета. Знакомясь с коллективом института, новый профсоюзный лидер коротко ознакомил собравшихся с социальными проектами, действующими в университете и предложил без стеснения обращаться к нему с возникающими вопросами.

Подводя итоги, коллектив ИФИ поставил перед собой на ближайшую перспективу  несколько основных задач, которые коротко можно сформулировать так: привлечение абитуриентов с более высокими баллами ЕГЭ; увеличение набора по брендовым направлениям; усиление работы с одаренными учащимися и победителями и призерами олимпиад.