09 февраля 2017
Наука и экономика: как построить двустороннюю магистраль

После утверждения президентом Стратегии научно-технологического развития России (Указ № 642 от 1 декабря 2016 года) Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило о необходимости увязать со стратегическим документом главную федеральную целевую программу, поддерживающую прикладные исследования. Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев поделился с STRF.ru деталями переформатирования этой программы.

Сергей Юрьевич, какова идеология эволюции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»?

– Содержащиеся в Стратегии научно-технологического развития России приоритеты – мультидисциплинарные. Это открывает новые возможности для взаимодействия науки и бизнеса. Именно поэтому идеология эволюции программы состоит в поддержке эффективной коммуникации науки и экономики, в том, чтобы помочь научным разработкам преодолеть «долину смерти». Иными словами, наша задача – выстроить двустороннюю магистраль движения между наукой и экономикой.

Какие мероприятия программы затронут изменения, и в чём они будут заключаться?

– Изменятся все без исключения блоки программы. Но основные изменения произойдут в первом разделе. Так, ресурсы мероприятия 1.1 будут сосредоточены на разработке межотраслевых прогнозов по приоритетам научно-технологического развития. Конкурс будет открытым, а принимать результаты работы будет не министерство, а научное и предпринимательское сообщество – через социальные и профессиональные сети. Так будет ясно, какие прогнозы востребованы и каково их качество. Культура использования прогнозов для поиска актуальных исследовательских задач, к сожалению, утрачена, и её необходимо восстанавливать. Поэтому и результаты аналитической работы – прогнозы и модели, лежащие в их основе, не должны оседать в кабинетах министерства.

У заявителей по этому направлению ФЦП уже должен быть научный задел, то есть организация должна прийти на конкурс не просто с идеей, а наработкой. По сути поддержка в мероприятии 1.3 – это поддержка перехода фундаментальных заделов к стадии, когда они могут заинтересовать субъекты экономики. За счёт средств ФЦП результат должен быть доведён до уровня, привлекательного для инвесторов, включая венчурные фонды и предпринимателей.

В рамках этого направления мы также планируем предоставить возможность научным организациям самим выйти в бизнес, создать хозяйствующие субъекты, скажем, в виде стартапа и вовлечь в его работу внешних акционеров. Традиционно научные организации боятся этого шага – ведь с созданием компаний часть коллектива, особенно молодёжь, уходит из научной организации. Но мне кажется, опасаться не стоит – молодой предприниматель, развивающий высокотехнологичную компанию – это достойная форма саморазвития, построения своей траектории жизни. Он от этого не перестаёт быть учёным. Уйти из научной организации можно, а из науки, думаю, нет.

Минобрнауки ожидает от такой формы работы с индустриальными партнёрами увеличения внебюджетного финансирования. Таким образом предполагается компенсировать сокращение бюджетных расходов на программу?

– В целом в бюджете 2017 года средства на науку не уменьшились, а на фундаментальную науку государственные расходы даже немного растут.

ФЦП же действительно сократилась, но мы пошли на этот шаг осознанно – при правильной организационной модели научные задачи, которые будут решаться в рамках программы, способны привлечь средства бизнеса. Так что

сокращения общего финансирования, я имею в виду и бюджет, и внебюджет, в федеральной целевой программе не произойдёт.

Какова реакция участников программы на предлагаемые Минобрнауки изменения? Готовы ли вузы, научные организации и бизнес к такой перестройке?

– Мы регулярно проводим встречи с участниками программы, группируя их по направлениям – фотонике, био- и агротехнологиям, медицине и другим. Ситуация различается в разных направлениях исследований и разработок, но шансы сформулировать достаточно универсальные условия конкурсов есть.

У учёных и предпринимателей есть понимание того, что и зачем мы делаем, есть и согласие с новой моделью, несмотря на то, что перестроиться будет непросто, и опасения.

Самые сложные процессы и для них, и для нас – это изменения подходов к мероприятию 1.4. Здесь нам необходимо перейти к реализации комплексных научно-технических проектов, по продолжительности превышающих сроки их поддержи за счёт ФЦП. Речь идёт о проектах «полного цикла», с объединением на разных стадиях их реализации разных источников финансирования, с вовлечением в отбор и мониторинг таких проектов советов по приоритетам научно-технологического развития – тех, о которых идёт речь в Стратегии, советов с равным представительством государства, науки и бизнеса. На таких проектах нам придётся отладить и работу регуляторов рынка. Именно в комплексных проектах органы власти должны выполнять роль «квалифицированного заказчика».

Важно видеть развитие таких проектов не только на начальной стадии, когда их в течение двух-трёх лет финансирует Минобрнауки, но и после, когда для выхода новых продуктов и технологий на рынки потребуются иные источники поддержки – институтов развития, фондов, других министерств, бизнеса.

Фактически ФЦП сегодня для нас полигон, позволяющий апробировать и отладить ряд механизмов, закреплённых Стратегией для их последующего масштабирования в разрабатываемой по поручению президента государственной программе научно-технологического развития.

Когда будут объявлены конкурсы по мероприятиям ФЦП с учётом новых задач?

– В феврале мы планируем провести заседание обновлённого Научно-консультационного совета программы, на котором будут утверждены условия новых конкурсов, а в марте объявить конкурсы по мероприятиям 1.1 – 1.4. В это же время может быть запущен ряд конкурсов по третьему блоку программы, в частности, по поддержке российских научных журналов и выводу их в зарубежные базы данных. По многим направлениям конкурс будет идти непрерывно, с подведением итогов по мере накопления достаточного количества заявок.

Отмечу, что проекты, которые начались ранее и которые ещё не завершены, меняться и пересматриваться не будут – «закон обратной силы не имеет». Исполнители продолжат работу на тех условиях, которые зафиксированы в госконтрактах, разве что требования к результатам и их оценка будут более жёсткими.

Не очень существенно, но изменятся и другие блоки программы, относящиеся к развитию инфраструктуры – мы предполагаем объявить конкурс по поддержке центров коллективного пользования научным оборудованием с учётом тех изменений нормативно-правового регулирования, которые мы реализовали в 2015–2016 годах. Советую научным организациям, вне зависимости от ведомственной принадлежности, внимательно посмотреть требования, установленные правительством для ЦКП.

Источник информации: STRF.ru, УНИД
Материал из раздела: Главная \ Наука