25 января 2017
"Педагог – это образ жизни"

В Институте психологии и образования КФУ инициировали уникальное исследование социально-профессиональных ценностей педагогов стран постсоветского пространства с тем, чтобы выяснить, насколько схожи ценности педагогов в по-разному развивающихся после распада СССР странах и какие факторы могли повлиять на появление изменений в системе социально-профессиональных ценностей. Полученные результаты позволят в дальнейшем в рамках проекта САЕ «Учитель XXI века» разработать оптимальную образовательную программу подготовки учителей, которую можно было бы использовать в российских и зарубежных педагогических вузах.

Исследование было проведено учёными ИПО в рамках проекта САЕ «Учитель XXI века». По специально для этих целей разработанным в институте методикам было протестировано около шестисот учителей из России, Белоруссии, Молдовы, Латвии и Армении. При проведении исследования учитывались их возраст, пол, национальность, вид образовательного учреждения, возраст детей, с которыми они работают, и много других параметров.

Как рассказала одна из научных руководителей этого масштабного международного исследования, доцент кафедры педагогики ИПО КФУ Альбина Дроздикова-Зарипова, в структуру социально-профессиональных ценностей включены: духовно-нравственные, жизненные, гражданские, интеллектуальные и профессиональные ценности. И речь здесь идёт не просто об их совокупности, а об интегрированной и слаженной их системе, определяющей, в конечном итоге, качество работы педагога.

«Изучение ценностной сферы педагогов-представителей стран постсоветского пространства – это только первый этап», – добавила ученый. Исследовательская группа под научным руководством профессора ИПО КФУ Розы Валеевой и доцентов Альбины Дроздиковой-Зариповой и Натальи Калацкой планирует продолжить исследование системы ценностей педагогов, но уже немного под другим углом.

Совместно с зарубежными коллегами из стран, которые не входили в СССР, запланировано сравнительное исследование. Его целью должно стать подтверждение уникальности системы социально-профессиональных ценностей педагога вне зависимости от того, в какой стране, на каком языке и при какой политической системе учитель реализует себя в профессии. Иными словами, второй этап исследования должен подтвердить или опровергнуть наличие у педагогов разных стран схожих систем социально-профессиональных ценностей, формирующихся в процессе становления учителя.

Некоторые выводы удалось сделать уже на основании полученных результатов первого этапа.

Так, подавляющее большинство педагогов - это женщины среднего возраста, с педагогическим стажем чуть выше 20 лет.

Кроме того, для современных педагогов постсоветского пространства (России, Беларуси, Молдавии, Армении и Латвии) в качестве руководящих принципов их жизни выступают духовно-нравственные ценности. Интересно, что эти ценности учителя реализуют в большей степени в своей профессиональной деятельности, транслируя их ученикам.

При этом максимальное сходство в иерархии социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций выявлено у российских и белорусских учителей. Это может быть отнесено к территориальной близости этих государств и, в связи с этим, максимальному взаимопроникновению культур.

Что касается интеллектуальных ценностных ориентаций педагогов исследуемых стран, то они занимают лидирующие позиции по сравнению с интеллектуальными ценностями-целями. Это означает, что учителя, принимавшие участие в данном исследовании, не ставят целью своей жизни занятия какой-либо научно-исследовательской деятельностью и, в большинстве своём, достаточно легко относятся к использованию интеллектуальной собственности (как своей, так и чужой).

Организаторы международного кросс-культурного исследования социально-профессиональных ценностей педагогов отмечают, что интеллектуальные и гражданские ценности находятся на последних местах в условной иерархии. И это очень интересный факт.

На первом же месте, как уже упоминалось выше, находятся духовно-нравственные ценности. Терминальными ценностями педагогов изучаемых стран по критериям выраженности являются здоровье и счастливая семейная жизнь, а вот общественное признание и наука в таком разрезе имеют для них наименьшее значение. При этом к ключевым ценностным ориентирам, которые учителя стремятся реализовать в жизни, относятся доброжелательность, воспитанность, честность, уважение к себе и другим; а вот идейно-политической убеждённости, высоким запросам и социальной активности в их жизни отводится незначительная роль. Несмотря на это, как показывает исследование, у современных учителей велика потребность в социальном одобрении. Это касается как минимум трех из исследуемых стран: Белоруссии, Армении и Молдовы.

Выявленные социально-профессиональные ценности у педагогов-представителей различных стран по значимости для участников исследования (как отдельных личностей) ведущими не являются.

Можем предположить, что результаты этого международного исследования впоследствии помогут разработать оптимальную программу профессиональной подготовки учителя, которая будет эффективно использоваться не только в российских, но и в зарубежных педагогических вузах. 

Источник информации: Дина Зарипова