15 декабря 2016
В КФУ обсудили пути повышения качества образовательного процесса

Сегодня, 15 декабря, в Казанском федеральном университете состоялось совещание по вопросам взаимодействия вузов и министерств и департаментов образования в субъектах РФ при организации общественного наблюдения за ходом проведения государственной итоговой аттестации в школах в 2017 году.

В обсуждении приняли участие представители Рособрнадзора, Министерства образования и науки РТ и вузов Татарстана, а также организаций пресловутого общественного контроля, например Российского Союза Молодежи. Как отметил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, открывая встречу, проблема привлечения общества к наблюдению за образовательным процессом сегодня остро стоит по всей стране. Именно поэтому работу в данном направлении необходимо совместными усилиями всех вовлеченных сторон выводить на новый уровень.

«Министр образования и науки РФ Ольга Васильева тоже в курсе этого вопроса. По ее распоряжению к 2018-2019 году в каждом регионе должно быть полноценно налажено двустороннее взаимодействие: исполнительной власти, то есть региональных министерств или департаментов образования, с одной стороны, вузов и их подразделений педагогической направленности, с другой, чтобы координированно работать над совершенствованием системы мониторинга», - подчеркнул он.

Например, реализовано это может быть за счет вовлечения в процесс общественного наблюдения студентов, особенно юридического профиля. Также, ввиду все большей автоматизации наблюдательных процессов, пригодиться для модернизации системы контроля могут навыки студентов, специальности которых связаны с информационными технологиями.

При этом в Татарстане такая работа уже ведется. Об этом в своем приветственном слове рассказал заместитель премьер-министра РТ, глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов.

«Проведение у нас совещаний такого уровня говорит не только о наличии у нас всей необходимой инфраструктуры, но и о признании заслуг Татарстана в тех или иных социальных сферах, - начал он. – В данном случае, безусловно, мы понимаем, что важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является непрерывная оценка эффективности работы и дальнейшая профессиональная развитие управленческих и педагогических кадров. И мы можем сказать, что республика уже добилась в этом вопросе определенных успехов».

Так, с 2011 года в Татарстане развивается для этого отдельная система - республиканский центр мониторинга качества образования. Для усиления общественного контроля налаживаются механизмы «обратной связи» и адресной поддержки в проблемных зонах, вплоть до конкретных школ и преподавателей. Так, на поддержку последних рассчитана программа наставничества, когда, чтобы «подтянуть» те или иные навыки коллег, более опытные учителя берут над ними своего рода шефство.  Однако для достижения максимальных результатов в вопросах повышения качества образования в республике используются и другие методы – мотивационные. Один из самых эффективных – ежегодные рейтинги образовательных организаций, а также множество грантовых программ.

Здесь важно отметить, что аттестация в школах в виде ГИА и ЕГЭ и сама по себе является инструментом мониторинга – качества образования, то есть знаний, получаемых школьниками. Соответственно, необходимо разрабатывать такие образовательные программы, которые помогали бы знаниям усваиваться максимально полно. Для решения этой проблемы в Татарстане ведется работа сразу в нескольких направлениях: осуществляется грантовая поддержка методических кадров, с одной стороны, и разработка новой концепции подготовки педагогических кадров, с другой.

Так, Казанский федеральный университет запустил специальный проект САЕ «Учитель XXI века», который направлен на разработку новых подходов в преподавании, особенно в узких предметных областях. Как подчеркнул первый проректор КФУ Рияз Минзарипов, рассказывая об этом в презентации университета, реализовать такие амбициозные планы во многом помогает тесный контакт с Минобрнауки РТ.

«Кроме того, наш университет уже реализует те инструменты, о которых сегодня говорит Рособрнадзор: наши студенты очень активно участвуют в качестве общественных наблюдателей на ЕГЭ и ГИА, причем мы даем возможность «зачесть» такую работу в качестве профессиональной практики – это позволяет максимально заинтересовать все стороны», - заявил проректор.

Особенно это развито в Елабужском институте, отметил он. Подтверждением тому служит признание вклада отдельных студентов в организацию общественного контроля за ЕГЭ и ГИА – благодарственным письмом от главы Рособрнадзора Сергея Кравцова сегодня наградили студентку ЕИ КФУ Инну Квашину.

В общем и целом, как заметил Анзор Музаев, ПФО и Татарстан в частности показывают стабильно положительные результаты в достижении общей цели – слаженной работе, служащей повышению качества образовательного процесса на всех уровнях.  Кроме того, регион активно участвует в апробации инноваций, которые затем внедряются по всей стране. Однако все стороны признают, что, несмотря на значительные успехи, работы все еще предстоит много.

Источник информации: Дарья Бондаренко, фото Инны Басыровой, пресс-служба КФУ