24 ноября 2016
Новый формат: игры в образовании

Можно ли объединить в одно  такие два непохожих друг на друга явления – игры и образование?  «Нужно!» - в один голос отвечают педагоги, психологи и обучающиеся всех возрастов.

Современные дети и подростки, а также юноши и девушки, очевидно, иначе воспринимают окружающую действительность, чем их условные сверстники еще несколько лет назад. Большое количество всевозможных технических устройств, лёгкая доступность любого вида информации, скорость жизни, развитие науки, активное развитие сферы развлечений – всё это отличает картину мира современного молодого человека от  взглядов привыкших к другому темпу жизни более зрелых людей. В таком контексте классические методы преподавания могут терять эффективность. Современные запросы требуют новых решений с использованием  прогрессивных методов и технологий, в том числе в образовании.

Как рассказал Валерьян Габдулхаков, заместитель директора  Института психологии и образования КФУ по научной деятельности, уже сегодня сложно придерживаться классических образовательных методик.

«Сейчас требуется новый подход, использующий  методы интерактивного обучения и преподавания. Я считаю, что к таким методам можно, в первую очередь, отнести  внесение элементов игровой деятельности в процесс преподавания и, соответственно, обучения. И это касается не только педагогического образования.  Однако сама по себе  эта концепция не нова – ещё тридцать лет назад отдельные представители системы образования вносили в свою педагогическую практику и в свои методические пособия возможность использования игровых технологий, в том числе и я. Но это было, скорее, интуитивно, и не являлось какой-то системой», - добавил Валерьян Габдулхаков.

Как показывает практика и множество проведенных исследований, навыки, отрабатываемые «в деле», усваиваются значительно эффективнее, чем при чтении или «на слух».

«Игра, если она используется для «подачи» какой-либо информации в рамках обучения - это универсальный инструмент, который, тем не менее, не может полностью заменить классические методы преподавания, но  определенно способствует лучшему восприятию и усвоению навыков», - подчеркивает Юрий Сикорский, экс-директор и организатор школы-интерната «Интеллектуал» (г. Москва), учитель географии.

Также Юрий Сикорский добавил, что использование различного рода игр, в том числе деловых и настольных, в подготовке педагогов необходимо в том смысле, что, будучи включенными в игровой процесс, будущие учителя на практике обучаются тому, как быстро налаживать контакт с окружающими, оперативно принимать решения. Это и есть ситуация реального урока.

Надо сказать, что на прошедшем в начале ноября в Казани международном конвенте участников ролевого сообщества «Зиланткон – 2016» проблеме роли игр в образовании было посвящено сразу несколько крупных интерактивных семинаров и обсуждений, в которых участвовали представители системы образования из многих городов России и ближнего зарубежья. Однако данная тематика затрагивает не только педагогов – в обсуждениях принимали участие также и крупные разработчики различных игр, дизайнеры, психологи, потенциальные заказчики образовательных программ с использованием игровых технологий.

«В представлении многих «Зиланткон»  – это фестиваль любителей фантастики и фэнтези, РПГ, старинных танцев и фолк-музыки. Но это далеко не так. Достаточно серьёзные учёные- историки, психологи, социологи, педагоги, разработчики IT-технологий, современные писатели  в рамках различных семинаров и дискуссий обмениваются опытом и решают актуальные проблемы по своим направлениям. Единственное отличие – всё это происходит в свободном формате и неформальной обстановке, что позволяет  свободнее излагать свои мысли и обсуждать предложенные идеи», - отметил Борис Фетисов, главный организатор международного конвента участников ролевого сообщества «Зиланткон».

На вопрос об использовании ролевых тактических, стратегических деловых, настольных, развивающих игр в образовании и профессиональной подготовке Борис Фетисов ответил следующее:

«Такая практика идёт уже довольно давно. На самом деле, игровые технологи применяются в самых разных сферах общественной жизни. Помню, в середине двухтысячных нам поступил заказ от РЖД на создание обучающей игры для детей сотрудников РЖД. В ней дети должны были, как управляющие различными сортировочными станциями, машинисты поездов и т.д., научиться  «по-настоящему» и согласованно  управлять абстрактной железной дорогой, координировать её работу и много чего другого. Дети «через себя» пропустили всю эту систему работы железной дороги и многие потом, как показала практика, пошли работать  на РЖД. Игра пробудила в них интерес к работе на железной дороге, и они сами стали непосредственными ее участниками, пусть и на модели настоящей системы РЖД, этой глобальной структуры. И в организации учебной деятельности в школе использование учителями игр в своей педагогической практике также является  очень мощным инструментом, чтобы привить ученикам интерес к тому или иному предмету, ведь современные дети быстро отвлекаются и легко устают, если  форма подачи материала на уроке слишком однообразна».

Как утверждают психологи, любое явление и любую активность следует сейчас рассматривать с позиции теории деятельности и применять дидактический подход. А это означает, что любая активность трактуется как определенный вид деятельности. С этой точки зрения, образовательная игра является не просто игрой, а именно игровой деятельностью. Как любая деятельность, игра имеет свои этапы реализации – от возникновения мотивации до реализации деятельности с последующим контролем и анализом полученного результата и сравнением с образом желаемого. Однако в игровой деятельности важным является не только конечный результат, но и сам процесс.

Если же говорить об использовании игр в обучении, то нужно помнить о том, что основной целью игры в этом случае является усвоение в её процессе определённых знаний и приобретение необходимых навыков. Иными словами, в игре должна реализовываться познавательная деятельность. Об этом, как никто другой, знает Александр Миронов – ведущий семинара «Игры в образовании», разработчик  игр, сотрудник лаборатории деловых игр (г. Москва), руководитель площадки настольных игр международного конвента участников ролевого сообщества «Зиланткон». По его мнению, игры, безусловно, помогают привлечь интерес школьников к тем или иным предметам, при преподавании которых они используются. Примером может служить игра «Эволюция», которую уже используют в своей преподавательской практике  многие учителя биологии по всей России. Это пример одной из качественных образовательных настольных игр, используемых школьными учителями для привлечения интереса к своему предмету. И этот опыт действительно успешен.

«При поддержке городского центра образования Москвы мы разработали образовательную программу, в которой полномасштабно используются различные типы игр для системы среднего и высшего образования, дополнительного образования. Пока эта программа реализуется только в Москве, но мы думаем, что и на региональном уровне скоро  можно будет реализовать образовательные программы такого типа. Главное, что сейчас  правительство начинает выделять средства на поддержку такого рода образовательных проектов и всячески поддерживает подобные начинания, чего ещё несколько лет назад не было», - отметил Александр Миронов.

Действительно, государство уделяет системе образования пристальное внимание. Об этом можно  судить, например, по тому, что сейчас в России реализуется крупный федеральный проект модернизации педагогического образования. Так, разрабатывается новый образовательный стандарт, идет активное внедрение новой модели педагогического образования, которая в будущем повлияет на всю систему образования. Поспособствовать этому может и успешная реализации проекта САЕ «Учитель 21 века», разработкой которого занимается сейчас Казанский федеральный университет, и, в частности,  Институт психологии и образования КФУ. Как рассказал Валерьян Габдулхаков, в рамках  этого проекта также используются игровые технологии. Это относится и к дополнительному образованию, и к курсам переподготовки, и к высшему профессиональному образованию.

«Многие занятия проходят именно в игровой форме, с использованием элементов интерактива – студенты на практике усваивают нужные навыки и получают не только знания, но и определённые компетенции. В  этом и состоит преимущество использования игровых методик обучения», – отметил он.

Если снова вернуться к психологии, то ученые утверждают, что игровая деятельность в определённый возрастной период является ведущим видом деятельности. Он определяет освоение и усвоение моделей поведения и «взрослых» видов деятельности в более-менее безопасной форме. Вот и получается, что игры – это вовсе не игрушки, и требуют они к себе серьёзного и вдумчивого отношения.

Источник информации: Дина Зарипова
Комментарии
Магдалена Ахмадеева 25.11.16, 10:44
Очень хорошо, что затронули данную тему. Использование игр в дидактическом процессе может принести огромную пользу как студенту, так и преподавателю. Я сама применяю и развиваю игровые техники. Я рада, что образование движется в этом направлении.