23 ноября 2016
Ильшат Гафуров встретился с представителем правительства Республики Алтай

Визит состоялся в рамках межправительственного соглашения Татарстана и Республики Алтай, призванного выстраивать эффективные вертикальные связи между регионами. 

Визит председателя Комитета Государственного собрания Республики Алтай  в Казанский университет не случаен, прежде всего потому, что сам гость курирует в своей республике вопросы молодежной политики, образования и науки. Большое значение имело и участие ученых КФУ в формовании научной базы Алтая. 

Вячеслав Уханов: "Мы выстроили качественную вертикаль власти и организовали работу в регионе. Пришло время выстраивать горизонтальные связи в стране и человеческие контакты между представителями ключевых структур двух республик".

Речь идёт, в том числе, и о взаимодействии университетов; история таких контактов ведёт свой отчёт со времени основания Казанского университета. Так, например, первый в истории учебник грамматики языков Алтая был написан в Казани, и сегодня на базе Института международных отношений, истории и востоковедениям КФУ лингвистические исследования в этом направлении продолжается.

Но путь к успеху не был простым. Казанский университет, с момента основания, не изменил своей миссии. Он всегда был научно-исследовательским и образовательным учреждением.

Основные изменения и трудности начались в XX веке, после реорганизации самой системы высшего профессионального образования. Получилось так, что все крупные вузы Казани были созданы путём отделения тех или иных структур от университета. Проанализировав ситуацию, мы увидели последствия этого решения. С 1917 года крупных открытий, сравнимых с открытиями А.М. Бутлерова, А.Е. Арбузова (за исключением открытия ЯМР Е.К. Завойским) в Казанском университете не было. Все яркие и значимые учёные работали в XIX веке. Важно помнить, что университетская профессура вела самостоятельный образ жизни, проводились исследования, интересные им. В революционное время такая свобода стала невозможной. В результате кто-то уехал сам, кого-то репрессировали. 

Этот исторический урок был усвоен нынешним руководством Казанского университета. В 2010 году, во время создания федерального университета, были объединены 6 вузов, и КФУ столкнулся с проблемами, которые существовали в этих учебных заведениях раньше.  Однако вновь появился центр ответственности. В частности, отдельный вопрос - это поддержание и развитиях национального образования и изучение культуры. Рост можно увидеть, если взглянуть на цифры. 

Ректор КФУ Ильшат Гафуров: "Последний набор на татарские гуманитарные направления был осуществлен в вузах Татарстана в 2009 году. Далее эта функция перешла к КФУ"

Надо отметить, что такого интереса абитуриентов, как в этом году, к изучению национального языка и культуры давно не было. Сегодня в КФУ по этим направлениям обучается порядка 600 студентов.  

Такие же проблемы существуют и в Республике Алтай. Подготовка национальных кадров ведется и там. Так же, как и у нас, после окончания вуза выпускники не всегда находят работу, соответствующую их запросам. 

Много говорили о системе подготовки педагогических кадров в КФУ и о той программе, которая реализовывается в университете, включая дополнительную поддержку молодых учёных. 

Сегодня имели место не только диалоги, но и демонстрация результатов. Гостя провели по лабораториям университета и показали ему Лицей имени Лобачевского ? место, где наравне с IT-лицеем КФУ на практике реализуют инновационную систему подготовки педагогических кадров. 

Источник информации: Камилл Гареев, пресс-служба КФУ