15 ноября 2016
ИПО КФУ реализует нестандартный подход к повышению профессиональной квалификации преподавателей геологии

Сегодня в Институте геологии и нефтегазовых систем КФУ прошел завершающий круглый стол по итогам работы крупного педагогического проекта, который проводился совместно с Институтом психологии и образования КФУ. В рамках этого проекта на протяжении всего 2-го семестра прошлого учебного года сотрудники Института психологии и образования, задействованные в проекте, проводили «включенные» исследования в Институте геологии и нефтегазовых технологий КФУ (своего рода ассессмент).

В ходе исследования сотрудники ИПО КФУ присутствовали на занятиях преподавателей Института геологии, проводили подробные психолого-педагогические интервью с ними и тестирование по выбранным критериям, а также использовали много других, разработанных психологами и педагогами КФУ методов многофакторного анализа уровня психолого-педагогической компетентности преподавателя.

Надо отметить, что не все преподаватели в вузах имеют педагогическое образование, от чего качество образования может страдать.

На основе проведённого педагогами КФУ ассессмента с 5-го сентября по 1 октября был проведён 2-й этап проекта «Проектирование и реализация интерактивной образовательной среды». 

Как рассказала Инна Голованова, куратор проекта, вот уже 3-й год реализуемого в КФУ, по результатам ассессмента каждый из институтов КФУ, в котором проводится этот этап проекта, принимает решение о том, по какому направлению пройдёт следующий этап повышения квалификации преподавателей.

Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ выбрал для себя именно такие задачи – повышение квалификации и творческого потенциала преподавателей с учётом самых современных тенденций в развитии профессионального образования, что предполагает использование деятельностного и компетентностного подхода при реализации своих профессиональных задач, и это относится к существующим сейчас программам бакалавриата и магистратуры КФУ.

«Мы проводили второй этап проекта частично в тренинговой (форме), частично в форме мастер-классов, дискуссий, деловых игр – использовали достаточно свободную форму проведения. И это дало свои результаты почти сразу. Преподаватели Института геологии и нефтегазовых технологий тут же, на практике отрабатывали полученные знания и почти сразу же применяли их на своих занятиях со студентами. Важна была и почти единовременная обратная связь, где мы разбирали и обсуждали, что получилось, а что нет и как можно сделать лучше», - добавила Инна Голованова.

Преподаватели-геологи КФУ на практике испытали, как нужно работать с малыми группами; как надо работать в парах; как использовать технику мозгового штурма, виды разработки заданий для малых групп; как правильно организовать работу над проектами в группе но, по словам Инны Головановой, в основе всего этого лежит побуждение и способность развивать внутреннюю мотивацию студентов к обучению и самостоятельной работе с материалами по предмету. Современные психолого-педагогические разработки как раз и обеспечивают возможность преподавателям научиться правильно мотивировать учащихся.

Она также добавила, что компетентностный подход в данном случае проявляется именно в том, что в процессе обучения в рамках этого проекта повышения профессиональной квалификации даются не просто знания, но приобретаются ещё и вполне ощутимые на практике компетенции преподавателя. И это отрабатывается и закрепляется здесь же, на практике.

«Здесь, на занятиях, каждый из проходящих обучение педагогов получает совершенно конкретный результат. Такая форма обучения изначально была нацелена на достижение ощутимых результатов с самого начала занятий, что отличает её от классических курсов повышения квалификации. И это уже отмечают студенты Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, у которых занятия ведут преподаватели, прошедшие такие курсы повышения квалификации.

Так получилось, что, как преподаватели психологии и педагогики, мы ведём лекции и семинары у тех же студентов-геологов, а они, в рамках лекций по педагогике, делятся своими впечатлениями о тех или иных преподавателях и типах преподавания. И нам было очень приятно узнать, что качество преподавания наших «учеников» заслужило высокие оценки студентов», – почеркнула Инна Голованова.

На данный момент в Институте геологии и нефтегазовых технологий КФУ уже прошло обучение более 60 преподавателей, и ближайшие результаты уже не за горами, поскольку до начала зимней сессии осталось не так много времени.

На очереди ещё несколько институтов КФУ, но это уже дальняя перспектива. Предварительная подготовка с учётом индивидуального целевого запроса института – это достаточно сложная и небыстрая работа. Сегодня же подводятся итоги работы с преподавателями-геологами, с вручением почётных сертификатов о прохождении обучения по разработанной в Институте психологии и образования программе и проведением завершающей обратной связи от участников. Это, как отметила Инна Голованова, важно, потому что после окончания занятий прошло больше месяца, и сейчас уже можно более чётко проследить динамику положительных изменений в педагогической практике участников программы. 

Источник информации: Дина Зарипова, Карина Аршинова