11 ноября 2016
Эксперты THE: в мировом академическом сообществе действует "эффект "Евровидения"

Чтобы преодолеть его и вырасти в рейтингах, вузам РФ нужно повышать открытость.

Российские вузы - участники проекта “5-100” - показывают положительную динамику в своем развитии, однако встречаются со значительными трудностями при достижении ряда показателей, учитываемых глобальными рейтингами. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства Times Higher Education Тревор Стэнли Баррант и Дункан Росс.

Свой доклад о нововведениях в методологии рейтинга THE, а также актуальном положении российских университетов они представили в рамках семинара-конференции проекта “5-100”, который проходит в эти дни в городе Долгопрудном на базе Московского физико-технического института. Традиционно, в ее работе принимают участие и представители КФУ, ответственные за стратегическое и инновационное развитие вуза. Напомним, что Казанский университет принимает участие в программе “5-100” и в его рамках ранжируется в глобальных рейтингах. Так, в рейтинге THE за 2016-2017 год КФУ оказался в четверке лучших университетов России и в Топ-500 вузов мира.

При этом в сентябрьской версии рейтинга уточнялось, что почти все российские учебные заведения немного “просели” относительно результатов ранжирования-2015. Как объяснили на сессии “5-100” аналитики THE, это связано не с ухудшением эффективности деятельности университетов, а с расширением “базы”, то есть количества вузов-участников рейтинга, а также методологией его составления. Первый фактор оказал наибольшее влияние: из 960 вузов, оцененных в THE в этом году (800 в 2015), Россия представлена только двадцатью четырьмя, тогда как США, например, 148, а Великобритания - 91. Это сильно “размывает” фокус оценки нашей деятельности. Кроме того, по новой системе оценки, значительная доля показателей относится к так называемой репутационной составляющей.

“Репутация вуза - это не только уровень его узнаваемости в мире как бренда, это еще и отзывы научного сообщества разных стран о деятельности его сотрудников, проводимых там исследований, - объяснил Дункан Росс. - Российские вузы высоко оценивают друг друга. Однако за рубежом часто срабатывает так называемый “эффект «Евровидения», когда друг за друга активно “голосуют” только соседние страны, и поэтому оценить Россию готовы, в основном, только в Восточной Европе, отчасти - в Азии и на Ближнем Востоке”.

По его мнению, нашим университетам недостает открытости. Но это решаемая проблема.

“Сегодня - золотой век университетов. Практически все государства сейчас активно поддерживают и вкладываются в свои системы высшего образования, контактируют друг с другом. Хорошее финансирование и внимание к проблеме во многом “открывают границы”, - прокомментировал он. - Другое дело, что это действительно общемировая тенденция, вузы развиваются очень активно. Самый актуальный вопрос сегодня - происходит ли это в вашей стране быстрее, чем в других”.

В этом контексте реализация в России проекта “5-100”, действительно, положительно влияет на динамику такого процесса и может оказаться очень результативной. Отметим, что в рамках проходящего в МФТИ семинара-конференции были приняты уточнения перечня необходимых мер, которые вузы-участники проекта должны предпринимать для достижения наивысших результатов. Подробнее об этом читайте по ссылке

Источник информации: Дарья Бондаренко