08 ноября 2016
Ринат Билалов: "В журналистике "бывших" не бывает"

«Выделиться и состояться среди миллионов ресурсов – это огромный талант», - такими словами директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский представил студентам и преподавателям спикера – экс-шеф-редактора интернет-газеты «БИЗНЕС Online» Рината Билалова.

Еженедельная встреча известных медийных персон со студентами уже успела стать в Высшей школе доброй традицией. Сегодня, 8 ноября, в наших стенах своим опытом поделился Ринат Билалов, в настоящее время занимающий должность замгендиректора по информационной политике АО «Татспиртпром».

Выпускник заочного отделения журфака КГУ признался, что осваивать профессию ему, по большей части, приходилось на практике. Еще будучи студентом старших курсов, он уже занимал должность редактора. Карьера началась, как и у многих региональных журналистов, в газете «Молодежь Татарстана». «Я жалею, что издание закрылось. Однако уже во время моей редакторской работы в нем стало понятно, что молодежные бумажные издания доживают последние дни», - рассказывает он. В целом, исходя из рассуждений Билалова о будущем средств массовой коммуникации, стало понятно, что он отдает явное преимущество интернету.

«Бумажные газеты проигрывают в скорости и себестоимости распространения. Телевидение – это тоже колоссальные расходы», - считает спикер. На вопрос о том, как он относится к блогам, Билалов признался, что они интересны потому что «между читателем и блогером нет посредника», а еще в блогах можно почитать мнения уважаемых людей, которые не публикуются в СМИ. «Я считаю, что за блогингом будущее», - признается журналист. Более того, спикер посоветовал каждому вести блог, если к этому тянется его душа. «Блог показывает открытость человека к коммуникации. Блог – это ваш актив. Вы можете поменять редакцию, в которой работаете, но ваши мысли всегда будут закреплены за вами». Было интересно узнать о том, что Ринат Билалов, будучи редактором, просматривал аккаунты потенциальных работников в социальных сетях. Удивление в аудитории вызвали его слова о том, что с девушками работать в журналистике легче в связи с большей степенью ответственности и нацеленностью на результат.

В ходе разговора спикер подчеркнул, что сегодня средства массовой информации претерпевают невероятные изменения в связи с развитием технических средств: «На наших глазах происходит революция не меньшего масштаба, чем при Гуттенберге с его новшеством – печатным станком». Именно в современную эпоху, по словам Билалова, журналистам нужно быть готовыми измениться. «Требования стали выше. Сегодня уже нужно уметь и снимать, и обрабатывать, и «сидеть в админке». Кроме того, вы должны понять, в чем заключается ваше конкурентное преимущество», - сказал он.

На вопрос автора этих строк о том, где же нас, будущих журналистов, должны учить тому, что требует от нас современный рынок СМИ, Ринат Билалов ответил достаточно развернуто. Суть его слов сводилась к тому, что студент должен заниматься практикой в реальном СМИ, но при этом не забывать об учебе, так сказать, «не уходить в крайность и искать баланс».

В целом Билалов отметил, что в журналистике сегодня темп жизни гораздо выше, чем в других отраслях. В этом он успел убедиться и на личном опыте. Сейчас спикер работает в смежной журналистике области – PR. «Первое время, возвращаясь домой после шести вечера, я думал, чем бы себя занять», - с улыбкой рассказывает он. Однако, несмотря на то, что в настоящее время Ринат Билалов находится «по другую сторону баррикады», работать в информационном поле ему по-прежнему интересно. «Конечно, бывало и так, что я разочаровывался в журналистике по

нескольку раз в день. Однако я убежден, что если человек пришел в дело, он из него не уйдет. В нашей профессии «бывших» не бывает».

Но если журналист – это навсегда, то «вечных СМИ», по мнению Билалова, не существует. «Все проекты – это поиск места на рынке и поиск себя в творчестве». Далее лектор рассказал о своих медиапроектах, в частности, о «Восточном экспрессе», пик популярности которого пришелся на 2003-2004 годы. Успех, по его мнению, был обеспечен мощным коллективом и постоянным желанием конкурировать с лидерами рынка на тот момент. Но и здесь журналистам удалось «вскочить в уходящий вагон»: время общественно-политических печатных изданий на тот момент заканчивалось.

История успеха другого медиапроекта - «БИЗНЕС Online», безусловно, вызвала большой интерес у аудитории. Как выяснилось, проект оказался успешным во многом потому, что в нем было достаточно «прорывных» на тот момент вещей. Взять только название. Интернет-газета – явление для 2008 года новое. Более того, редакция начала использовать новые источники информации, такие как наработанные контакты с людьми из бизнеса и власти, а также информацию с судебных заседаний. Новшеством стало исследование госзакупок. К примеру, новость о диване за полмиллиона рублей в разгар экономического кризиса была очень актуальна и остра. «Было даже сложно успеть за ростом аудитории. Это было похоже на паровозную топку, в которую то и дело нужно подкладывать дров», - рассказывает Ринат Билалов.

Тогда это было в новинку, а вот сегодня деловыми изданиями уже никого не удивишь. «В деловой журналистике сейчас тяжело – очень большая конкуренция», - сказал лектор. А на вопрос о том, какая ниша занята меньше всего, ответил: «В Казани нет городского издания. Несколько лет назад ребята из Челябинска пытались запустить что-то подобное, но из-за кризиса дело у них не пошло».

Автор текста и фото: Диляра Кашапова