08 ноября 2016
Дошкольное образование: особенности и специфика

В Елабужском институте КФУ готовят будущих воспитателей, заведующих ДОУ и педагогов дополнительного образования.

Об особенностях этого нового направления подготовки в Елабужском институте КФУ, изменениях в учебном процессе рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Самигулловна Газизова.

- В чем специфика образования, которое получают студенты, обучаясь по профилю «Дошкольное образование»?

- Дошкольному образовательному учреждению нужен специалист, владеющий достижениями в области науки и культуры, методами обучения и знакомый с информационными технологиями, программным обеспечением, предназначенным для обучения и развития детей с дошкольного возраста, методикой работы с ним. Это обусловлено особенностями периода дошкольного возраста и теми задачами, которые решает современное дошкольное образование, содержательной стороной учебных дисциплин, ответственностью преподавателя высшего учебного заведения за формирование личности будущего педагога дошкольного образования.

На факультете психологии и педагогики большое внимание уделяют вопросам обеспечения качества подготовки выпускников, повышения конкурентоспособности и гарантии трудоустройства. Важна практико-ориентированная подготовка бакалавра к непосредственной работе с детьми. С 1-го курса студенты, обучающиеся по профилю "Дошкольное образование и иностранный язык", направляются в базовые сады, где на протяжении всего периода обучения (1 раз в неделю) активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования. Отчет о работе студенты представляют в виде проекта "Педагогический дебют".

- Учебные программы тоже меняются?

- Модернизация дошкольного образования, введение Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Проекта профессионального стандарта педагога ставят задачу обновления содержания подготовки будущих педагогов дошкольного образования, использования современных образовательных технологий, отвечающих потребностям современного общества, уровню культуры.

В связи с этим в учебных планах появились новые предметы: «Технология разработки основной образовательной программы», «Педагогическое взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи» и др. В следующем году запланировано введение таких предметов (курсов по выбору), как «Робототехника в дошкольном образовании», «Тьюторское сопровождении семьи», «Игромастер».

В этом году мы приняли студентов на магистерскую программу "Управление дошкольным образованием". Работа организована в тесном взаимодействии с вузами Москвы, Санкт-Петербурга.

- А возможны ли изменения в содержании и наименовании направления? 

- Мир меняется. Образование становится более предметным и практико-ориентированным, т.е. акцент смещается с теории на проекты обучающихся; развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать. Образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении жизни. Само понятие «профессия» устаревает – на смену ему приходит гибкий набор навыков и компетенций, необходимый для решения конкретных задач. Этот набор можно дополнить новыми умениями и «пересобрать» из них другую профессию.

В ближайшее время могут появиться такие программы подготовки, как:

- игропедагог (специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем);

- модератор (специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы - с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности; набор навыков, востребованных в социологии, психологии и маркетинге, становится актуальным и в сфере образования);

- тьютор (педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития).

- Проходят ли студенты тестирование на профессиональную пригодность?

- Еще не проходили. В этом году выпуска нет, т.к. студенты обучаются 5 лет (по двум профилям - "Дошкольное образование" и "Иностранный язык").

- Какие навыки получают студенты, обучаясь по направлению "Дошкольное образование"?

- Настоящий этап развития общества и образования характеризуется повышением требований к подготовке педагогов дошкольного образования. Модернизация образовательной системы предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе. Среди них приоритет принадлежит готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, готовности применять, адаптировать современные развивающие и здоровье сберегающие технологии общественного и семейного воспитания, готовности к психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса; способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития ребенка.

Владение этими профессиональными компетенциями позволяет будущему педагогу дошкольного образования чутко улавливать те изменения, которые происходят с ребенком в условиях кризиса традиционной модели детства, продуктивно организовывать детско-взрослое сообщество, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность дошкольника, развивать творческие способности. Использование специальных дисциплин и дисциплин по выбору, раскрывающих творческий потенциал студентов, определяющих готовность к созданию психологически комфортной образовательной среды, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка, способствует повышению качества профессиональной подготовки, степени вовлеченности студентов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Источник информации: Сирена Иванова, Пресс-служба Елабужского института КФУ