07 октября 2016
Представители университета Глазго (Шотландия) научат коллег из Казанского федерального университета базовым и самым новым тенденциям европейского педагогического образования

С 3 октября в стенах Института психологии и образования КФУ проходят курсы повышения квалификации для педагогов.

Одной из составляющих этого курса является серия лекций и интерактивных занятий от представителей университета Глазго (Шотландия), которые по специальному приглашению в рамках меморандума о международном научном и профессиональном сотрудничестве между нашими двумя университетами приехали в Россию поделиться педагогическим опытом своей страны и обучить преподавателей КФУ самым интересным и эффективным педагогическим приёмам с учётом последних современных разработок в этой области.

Как рассказала нам Роза Валеева, заместитетель директора Института психологии и образования КФУ по международной деятельности, уже после первых занятий с шотландскими коллегами преподаватели КФУ начали подходить и благодарить за возможность получить столь ценный педагогический опыт.

Такие курсы повышения профессиональной квалификации преподавателей КФУ проводятся в рамках крупного федерального проекта САЕ «Учитель XXI века», разработкой которого занимается профессорско-преподавательский состав Института психологии и образования в сотрудничестве с отдельными кафедрами других институтов гуманитарной направленности КФУ.

Курс, предлагаемый, шотландскими педагогами, представляет собой серию лекций, посвящённых различным аспектам современного образования Шотландии, с дальнейшей практической проработкой тем лекций. Это что-то вроде серии интерактивных творческих занятий с разбором совершенно конкретных педагогических ситуаций на основе видео-, аудиоматериала, записей уроков и т.д.

Вот что об этой программе рассказала Мойра Боланд, заместитель директора Высшей школы образования университета Глазго, руководитель проекта «Инновационная модель партнёрства в педагогическом образовании»:

«Наша основная задача на время проведения этих курсов состоит в том, чтобы обучить казанских коллег тому, что мы сами уже умеем и что действительно дает положительный результат в преподавании и обучении. Речь также идёт и об обмене международным опытом – мы тоже, в свою очередь, учимся у российских коллег. Одной из важных задач также является создание международного сообщества преподавателей по совместной системе педагогического образования. Опыт посещения университета Глазго у преподавателей Института психологии и образования уже есть, и мы тесно сотрудничаем с казанскими коллегами по международным научным проектам».

Как отметила Мойра Боланд, ей очень нравится, что российские педагоги с большим интересом и вовлечённостью включаются в процесс обучения, они открыты для новых знаний, не перестают задавать вопросы и очень творчески подходят к выполнению различных педагогических задач. Во время обучения они постоянно анализируют происходящее и используют критическое мышление. Это очень благодарные и готовые принимать и усваивать новый опыт люди, уже сейчас в своей практике использующие те знания, которые они получили только что. Многие  преподаватели КФУ сразу же примеряют те ситуации, которые проходили во время занятий, на ту педагогическую и образовательную среду, что их окружает. Это очень важно и ценно.

«В наших дальнейших планах создание совместно с Институтом психологии и образования КФУ международного практикоориентированного педагогического сообщества, проведение на территории университетов КФУ и Глазго международных конференций, посвящённых вопросам педагогического образования; обмен опытом, проведение совместных исследований по проблемам, близким нам и нашим казанским коллегам, но эти вопросы находятся ещё в процессе обсуждения».

Мойра Боланд рассказала также и о ключевых различиях в структуре российской и шотландской педагогической моделей. Ключевая разница в том, что, в отличие от Шотландии, в российской системе образования на данный момент нет последовательного распределения ответственности за подготовку и ведение «учителя высокого уровня подготовки» на разных уровнях этой самой подготовки.

Направления эти в России не связаны и не скооперированы между собой. Пока реформы образования осуществляются достаточно хаотично и без учёта изменений на других уровнях подготовки педагогов. В Шотландии же школа отвечает за дальнейшее развитие профессионализма учителя, то же самое обстоит и в университетах. Органы государственной власти, отвечающие за образование в стране, также направленно и согласованно с остальными уровнями системы образования действуют на общее благо – на формирование слаженной и последовательной системы подготовки педагогов очень высокого уровня профессионализма.

И одна из задач, поставленных сейчас перед российской системой образования, это попытка перенять всё самое полезное для совершенствования и систематизации изменений в этой сфере, но с учётом российской действительности, разумеется. 

Этой работой на данный момент и занимаются сотрудники Института психологии и образования КФУ в рамках проекта САЕ «Учитель XXI века» под контролем правительства РФ и РТ.

Источник информации: Дина Зарипова