24 июня 2016
Институт психологии и образования КФУ об эффективном преподавании: творческий подход

Проект САЕ «Учитель 21 века» набирает обороты. Напомним, что этот крупный проект федерального значения начался в 2016 году в КФУ и захватил в свою орбиту почти все научные направления вуза. Задачи проекта глобальны, но выполнимы, что доказывается сотрудниками семнадцати структурных подразделений КФУ. Основная его цель – сформировать структурную академическую единицу (САЕ) в рамках научной и образовательной деятельности.

Сегодня Институт психологии и образования КФУ может предложить некоторые новшества в подходе к эффективному преподаванию.

Как рассказал нам заведующий кафедрой психологии личности Леонид Попов, основной проблемой является низкий уровень заинтересованности в обучении у большой массы студентов. Значит, надо заинтересовать студента предметом, обеспечить высокий уровень усвоения материала, чтобы он был способен применять полученные знания на практике. С психологической точки зрения, это ещё не всё – важно, чтобы студенты становились в процессе обучения «активными творцами», целостными творческими личностями, способными сами создавать новое. Это касается не только учёбы, но и жизненной позиции в целом, которая в годы учебы как раз и формируется.

В рамках концепции, разработанной на кафедре психологии личности Института психологии и образования КФУ, предлагаются три направления педагогической работы.

Первое направление – развитие и саморазвитие студента в процессе обучения. В этом процессе важную роль играет творческий элемент преподавания. При этом даются творческие задания, мотивирующие на самостоятельное изучение материала, без которого выполнить их было бы просто невозможно.

Второе направление – это упрощение подачи материала. Высший пилотаж – это когда преподаватель знает множество научных терминов, но умеет их не применять при объяснении материала.

Третье направление – проектная работа со студентами. Давайте представим, что студенческая группа – это проектный отдел. В каждом таком отделе каждый выполняет свою конкретную функцию и является важной частью единого целого, без которой система отлаженных профессиональных отношений неминуемо даст сбой. Таким образом, каждый участник проекта заинтересован и максимально включён в работу. Предположим, что по завершению курса проектный отдел должен представить уже законченный продукт своей работы. Содержательная часть результата полностью определяется тематикой преподаваемого предмета. Вот таким образом реализуется творческий подход, стимулируется развитие и саморазвитие студента, осваиваются новые задачи.

Насколько известно, многие разработки сотрудников кафедры психологии личности взяты на вооружение преподавателями, экспериментальные студенческие группы уже функционируют. Разумеется, на этом разработки в рамках проекта САЕ не заканчиваются. Продолжение следует.

Источник информации: Дина Зарипова