25 мая 2016
Первый опыт театральной критики

Май ознаменовался высокой отметкой не только на термометрах за окнами, но и на термометре «горячих событий» в Казани. Одним из них стал XXIX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. На протяжении почти двадцати дней театральный мир Казани будет погружен в особую атмосферу, созданную участниками и гостями из разных уголков не только России, но и всего мира.

И этот фестиваль не просто общая «солянка». Будучи проблемно-тематическим, он имеет некую целостную идею. А эта идея заключается в установлении особого эстетического диалога между театром и зрителем. Когда аудитория знакомится с исполнительскими трактовками классического репертуара. Ярким примером является знаменитый балет «Шурале» - балет национальный, но признанный во всем мире. Своё начало этот балет берет еще в середине прошлого века. Однако, несмотря на полувековую историю, он нисколько не потерял своей актуальности. Наоборот, с каждой новой постановкой, с каждым новым исполнением он обогащается и звучит по-особенному ново и свежо, оставаясь при этом классическим. Всё это происходит благодаря тому, что каждая новая постановка строится на фундаменте, заложенном еще, если можно так выразиться, «отцами-основателями» - Леонидом Якобсоном, Ахмедом Файзи, Фаридом Яруллином. Именно они заточили балет по старинному рецепту, сосредоточившись на треугольнике главных героев: лесном жителе Шурале, удалом парне Былтыре, девушке-птице Сююмбике. Незатейливый сюжет балета, построенный на соперничестве Былтыра и Шурале, сделал противопоставление мира зловещей фантастики и мира красоты и гармонии сквозной темой.  Что хорошо отражено в музыке и особенно в сценографии.

На последнее хотелось бы обратить особое внимание, потому что именно сценография помогает определить смысл спектакля и высветить режиссерскую концепцию. Анна Галайда отметила в своей статье, что «…в большей мере «Шурале» состоит из перекличек – то звонких, то гулких – с предшественниками и последователями». В сценографии эти переклички проявляются в использовании всеми художниками (Э.Б.Гельмс, П.Т.Сперанский, А.Кноблок) пейзажа, как инструмента, раскрывающего характер персонажей и настроение явлений. Важным является метафорическая составляющая декораций. Ключевую роль здесь, безусловно, играет цвет и свет. Как мы отметили, это борьба противопоставлений, контрастов. И цвет выступает оценочной характеристикой персонажа и происходящего явления. Деревенские пейзажи, пейзажи леса, бытовые какие-то сюжеты выполнены в теплых, светлых тонах. Лес, пронизан каким-то естественным светом, отчего он выглядит безопасным, добрым. Детали, связанные с нечистой силой, с зловещим сказочным лесом выполнены, наоборот, в очень темных, густых красках, что нагнетает страх и чувство опасности.

Деревья как бы выступают прообразом Шурале. У них словно есть нос, руки, длинные пальцы, как у Шурале, сморщившийся лоб, глаза и другие черты. Весь сказочный лес будто бы принял облик своего сказочного хозяина.

Архитектурно пространственная декорация спектакля балета «Шурале» включает оба типа: горизонтальную и вертикальную. Преобладающие вертикальные линии, особенно во втором действии, указывают на возвышенность, значительность, победу мира красоты и гармонии. Второй план декораций, представленный широкими просторами, дает проследить горизонтальные линии. Из чего можно сделать вывод, о свободе, о бескрайности простора родной земли и человеческой души. Второе действие является вообще весьма необычным для классического балета. Ведь здесь классические плавные движения, позы, плавно перетекающие друг в друга, соседствуют с сочными элементами татарского народного танца, игр и ритуалов, полными теплоты, юмора и насыщенными комедийными эпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью. И это очень удивительно, как фантастические по своей красоте комбинации классических балетных движений сменяются темпераментными движениями рук, корпуса, плеч, головы.

Особая выразительность наблюдается в партии Шурале, который соединяет ползучую пластику с разнообразием заковыристых прыжков. Олег Ивенко, исполняющий эту роль, справляется с этим превосходно. Причудливый костюм не  мешает ловить каждое движение, в которое вкладывается вся палитра эмоций и переживаний главного героя – лесного жителя. Блестяще исполнила роль девушки-птицы Сююмбики и Мария Ширинкина. Она смогла выразить и героический характер своего образа, и нежность, и легкость, благодаря сложным, органично сменяющимся акробатическим поддержкам, сделанным в паре с Владимиром Шкляровым, исполнявшим роль Былтыра. Владимир Шкляров наполнил движения особым задором и порывистостью, правильно нашел сочетание благородства, мужественности, естественности, тем самым приблизив его к народу, к зрителю.

Площадка превратилась в своеобразный единый ковер, сотканный из множества ярких исполнительских трактовок ролей. И международный фестиваль классического балета, проходящий в конце мая является своеобразным символом завершения театрального года, обновления традиций балета, задавая направление развития современного балетного театра.

Источник информации: Алсу Саматова