24 мая 2016
Преподаватели Елабужского института КФУ приняли участие во II Международном форуме по педагогическому образованию

Мероприятие проходило с 19 по 21 мая в Казани, в Институте психологии и образования КФУ.

В работе форума приняли участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты, занимающиеся исследованиями проблем педагогического образования из университетов Великобритании, США, Германии, Ирландии, Словении, Австрии и др.

Докладчиками на форуме выступили ученые Елабужского института КФУ. Результаты работы по теме «Инновационные инструменты превентивного психолого-педагогического сопровождения билингвов с 0 до 14 лет в «треугольнике взаимной интеграционной сохранности» представила в своем докладе профессор, доктор филологических наук Дания Абузаровна Салимова (в группе исследователей по данной теме - Екатерина Львовна Кудрявцева, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института иностранных языков и медиа- технологий Университета Грайфсвальда (Германия) и Анастасия Анатольевна Мартинкова, магистр филологии, лектор Университета им. Масарика (г. Брно, Чехия). Дания Салимова представила серию инновационных разработок лаборатории ИТВПО, направленных на психолого-педагогическое сопровождение естественных билингвов, развитие лингвистической и экстралингвистических компонентов межкультурной коммуникативной компетенции и создание и корректировку индивидуальных образовательных маршрутов билингвов с дошкольного возраста до 14 лет. Ценность и практическая новизна этих материалов в том, что они могут быть использованы и используются не только в непосредственной практике учителей-методистов, но также в научно-исследовательской деятельности. Получасовое выступление профессора вызвало большой интерес и много вопросов. Особенно заинтересовал слушателей непосредственный практический опыт теоретика-профессора, мамы двух сыновей-полиглотов в воспитании детей-билингвов. Ведь именно на основы обучения второму языку опираются технологии изучения третьего и последующего языков. Прекрасно выполненная, оформленная на английском языке презентация, состоящая из схем, диаграмм, таблиц и рисунков, помогла докладчику довести до слушателей информацию доступно и просто.

Об участии в форуме рассказала доцент кафедры русской и зарубежной литературы Галина Божкова:

«19 мая я была модератором 7 секции и одновременно докладчиком. В нашей секции принимали участие докладчики из Арзамаса, Москвы, Казани, Казахстана. Мне очень понравилась доброжелательная атмосфера, познавательные сообщения, живой диалог. Интерес вызвал и наш доклад: "Диалог подростка с автором художественного произведения как средство формирования культуры чтения". Тема, бесспорно, очень актуальная, поскольку ни для кого не секрет, что среди детей-подростков (5-8 классы, а именно этот возраст интересовал нас) очень низкий уровень культуры чтения, это связано с постоянным прогрессом информационных технологий ("Экранное чтение"); выросло целое поколение нечитающих людей: во многих семьях нет даже книжной полки; пассивны школьные библиотеки, нарушается смысловое чтение и введения ОГЭ и ЕГЭ по литературе, снижение мотивации и многое другое - все эти факторы ведут к нарушению диалога между учащимся и автором литературного произведения. Наша работа состояла из четырёх этапов: 1) формулирование гипотизы; 2) выявления причин низкого уровня культуры чтения; 3) констатирующий эксперимент (было проведено анкетирование среди 400 учащихся школ города и района. Нами было выявлено, что 98% школьников читают (это радует), а их литературный вкус, к сожалению, формируют не родители, библиотеки, учителя, а сверстники, привлекая внимание к произведениям какими-либо эпатирующими фактами; 4) обобщение и анализ. Далее мы запланировали формирующий эксперимент. Работали над данной темой вместе со мной и мои коллеги - Ирина Николаевна Верёвкина, Надежда Николаевна Шабалина, Ольга Робертовна Файзуллина».

Целями форума были изучение исторических предпосылок, тенденций и особенностей модернизации педагогического образования в России, анализ и обобщение теоретических и практических, традиционных и инновационных подходов к модернизации педагогического образования, а также научно-методическое обеспечение качества подготовки современного учителя в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и рынка труда, ознакомление с практикой педагогического образования за рубежом, обмен учебными технологиями, материалами, опытом работы в сфере образования.

Работа форума была посвящена историческому становлению системы педагогического образования в России и за рубежом, моделированию личности и профессиональной деятельности учителя нового типа, проблемам модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований новых образовательных стандартов, а также реализации компетентного подхода в системе педагогического образования и многое другое.

II Международный форум по педагогическому образованию стал масштабным событием в образовательной среде, которое включило в себя множество научных мероприятий. Так, 19 мая состоялась Международная научно-практическая конференция «Детская литература и образование в мультикультурном мире», 20 мая - Международная научно-практическая конференция «Эффективность  педагогического образования: инновационные подходы», 21 мая прошла III Международная научно-практическая конференция «Поликультурное образовательное пространство и подготовка учителя: интеграция российского и международного опыта»

По результатам Форума планируется публикация лучших докладов в журнале Procedia – Social and Behavioral Sciences, индексируемом в БД Scopus.

Источник информации: Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ