12 апреля 2016
Наследие Мирзы Махмутова

12 апреля в Елабужском институте КФУ состоялось открытие VI Махмутовских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения Мирзы Исмаиловича Махмутова.

Махмутовские чтения проводятся регулярно, начиная с 2008 года, и в этом году они совпали  с юбилеем уникального ученого, педагога-теоретика и организатора образования, востоковеда и лексикографа Мирзы Махмутова. Тематика конференции всегда имеет междисциплинарный характер и посвящается вопросам философии, методологии и практики образования, формирования интеллектуального потенциала общества, теории и технологии работы с одаренными детьми и молодежью, проблеме формирования бесконфликтного диалога культур. Так, VI международная научно-практическая конференция была посвящена теме «Проблемное обучение в современном мире».

К участию в чтениях были приглашены ученые, молодые исследователи, учителя, деятели культуры, сфера научных интересов которых связана с тематикой чтений. Первые чтения состоялись еще при жизни Мирзы Исмаиловича. Они впервые проводятся на площадке КФУ.

Направления работы чтений:

- философия образования;

- психология образования;

- образование и культура;

- управление в образовании;

- основные тренды развития образования в современном мире;

- проблемное обучение и современные образовательные технологии;

- проблемное обучение в профессиональном образовании;

- проблемное обучение и развитие одаренности учащихся;

- педагогические и технологические подходы в дистанционном образовании (E-learning).

Мероприятие началось с гимна студентов, исполненного хором Елабужского института на латинском и русском языках.

Открыл Махмутовские чтения доктор социологических наук, первый проректор КФУ Рияз Минзарипов:

«Теории Мирзы Махмутова опередили своё время. Почти вся его жизнь была связана с КФУ. На сегодня университет обладает самой развитой подготовкой в Приволжском округе. Работа Мирзы Исмаиловича высоко оценена и признана не только у нас в России, но и за рубежом». Как заметил Рияз Гатауллович, традиция проведения чтений будет играть значимую роль для любого преподавателя. Модернизация обучения преподавателей не означает, что нужно сломать старые устои, напротив, следует дополнить их знаниями современности. «Мировые стандарты обучения, на которые опираются многие, не гарантируют такого успеха, как собственные достижения», - подчеркнул он. Далее академик-секретарь отделения базового профессионального образования Российской академии наук Светлана Чистякова рассказала о памятных моментах, связанных с Мирзой Исмаиловичем, о его достижениях, а также о его безмерном вкладе в науку РФ: «Он всегда будет жить в нашей памяти, его будут помнить по великим достижениям в области образования».

После чего началось пленарное заседание. С первым докладом выступила заведующая лабораторией Интеллектуального потенциала и одаренности НИИ «Прикладная семиотика» АН РТ, чл.-корр. Академии педагогических и социальных наук, Диляра Шакирова с докладом на тему «Технология развития мышления: синтез российского и зарубежного опыта». Она рассказала о проблемах развития мышления и их типах: «В первую очередь стоит отметить опережающее мышление, умение избежать проблемы. Далее идет стратегическое, то, что отвечает за передвижение предстоящих проблем; критическое – помогает в выборе альтернатив при принятии решения; проблемное – интеллектуальные затруднения и латеральное мышление – творческий процесс создания инноваторства».

На сегодняшний день очень важна проблема подготовки молодежи к профессиональной проблематике. Ориентация на профессию предполагает ориентацию к профессиональной карьере. К сожалению, по данным статистики, 80% учащихся имеют слабое представление о будущей профессии, в процессе определения не готовы играть активную роль родители и школа. Именно в этом Диляра Мансуровна видит главную проблему образования.

Продолжила программу конференции директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIE (Вена, Австрия) Ирина Сибгатуллина с докладом  об общей дипломатии академика Махмутова.

По завершении пленарного заседания состоялось торжественное открытие Лаборатории проблемно-ориентированного образования им. М.И. Махмутова. Гостям были представлены виртуальный музей – библиотека академика, а также книга Георгия Рудика «Образование, устремленное в будущее», посвященная М.И. Махмутову,

Далее прошли мастер-классы по трем направлениям.

1.Управление образованием:

Проблемы исследования рисков в образовании;

Формирование инновационной модели среднего образования в Казахстане;

Развитие социальной инициативности обучающихся средствами проектно-матричной организации управления.

2.Потребности инновационной экономики Татарстана:

Развитие интеллектуального потенциала студента при проблемном обучении в педагогической системе технологического вуза;

Современное билингвальное дошкольное образование в Республике Татарстан: состояние и проблемы.

3.Философия образования:

Университетское образование как философский феномен;

Активные формы обучения в курсе преподавания  философии в вузе и условия их применения;

Современный университет: эволюция к предпринимательству.

По итогам чтений планируется к изданию сборник научных статей, который будет зарегистрирован в наукометрической базе данных РИНЦ. 

Источник информации: Юлия Синичкина, фото Ринеты Богдановой, пресс-центр Набережночелнинского института КФУ