05 декабря 2012
Медиа и политика в Северной Европе: чьи интересы представляют политические партии?

4 декабря 2012 года в рамках междисциплинарного семинара НОЦ «Центр культурных исследований постсоциализма» и недели европейской идентичности Центр ЕС VOICESсостоялась открытая лекция доцента кафедры истории стран Северной Европы, Петрозаводского государственного университета, Олега Реута :

  «Оптимизация социальных интересов и медиатизация североевропейской политики»

В ходе лекции Олег Реут уделили основное внимание проблеме процесса отхода от классического политического порядка и партийной структуры в странах Северной Европы. Для стран, которые исследователи выделяют в регион Северной Европы,  характерны замедленные по сравнению с Западной Европой процессы коммерциализации политики, традиционные партийные структуры, высокие показатели вступления в партии.

По словам лектора, политические и электоральные процессы проходят в странах Северной Европы со значительным опозданием по сравнению со странами Западной Европы и США. Например, жители Финляндии продолжают читать газеты и журналы, в то время как жители США в основном черпают информацию из сети. Анти-иммигрантские партии, которые стали традиционными участниками политического процесса стран Западной Европы, только сейчас стали появляться в Швеции и других странах.

Одним из новых трендов для данного региона стал рост числа граждан, которые воздерживаются от голосования и не вступают в партии. Избиратели предпочитают простые формы гражданского активизма партийным формам лоббирования своих интересов.

Лектор выделил три тенденции в изменении электорального поведения населения в данном регионе:         

Партии становятся похожими друг на друга: они отказываются от ориентации на одну целевую группу и продвижение идеологии и интересов определенной группы. Партии стали стремиться «к центру» и предлагать широкому кругу избирателей то, что они хотят услышать, и ориентироваться на группы, которые представляются ключевыми в электоральном процессе.

Включение все большего числа граждан в Интернет и социальные сети привело к модернизации политической коммуникации, так как медиа представляют собой не просто новую форму гражданского поведения, а новый механизм взаимодействия граждан и политиков.  Например, избиратели теперь получают информацию о партии и её решениях не в ходе заседания партии или партийной ячейки, а из интернета, и т.п. Политические дебаты на национальном телевидении оказывают большее влияние на популярность партии, чем личные встречи избирателей и кандидатов от партии.

Интернет и социальные сети, кроме всего прочего, предлагают избирателям площадку для выражения своих социальных интересов, которые рассматриваются партиями, как не относящиеся к политике, но которые рассматриваются гражданами, как важные. Таким образом, СМИ предлагают площадку для оптимизации групповых интересов вне политического пространства.

Все перечисленные изменения, по словам Олега, происходят в соответствии с логикой развития политической сферы в Западной Европе, США и России. Однако, политический консьюмеризм или потребление, которое стало характерно для указанных стран за последние годы,  достаточно трудно обнаружить в странах Северной Европы. Исследователь считает, что основной причиной отсутствия такого тренда поведения среди избирателей является высокий уровень жизни в этих странах.

Источник информации: ИСИМО, Центр Культурных исследований постсоциализма