12 ноября 2012
ТЕМПУС, ПРОСЕТ ("Promoting Sustainable Excellence in Testing and Assessment of English") "Формирование компетенции и практических навыков преподавателей английского языка в области оценки языковых знаний"

12 ноября 2012 г. проф. А.Г. Садыкова и проф. М.И. Солнышкина  ИФИ КФУ  вернулись из двухдневной  командировки, осуществляемой в рамках проекта  ТЕМПУС, ПРОСЕТ (“Promoting Sustainable Excellence in Testing and Assessment of English”) «Формирование компетенции и практических навыков преподавателей английского языка в области оценки языковых знаний» в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград.

Программа Tемпус (TEMPUS) – программа, финансируемая Европейским Союзом, направленная на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья, главным образом, через проекты межвузовского сотрудничества. Основная задача программы – расширение сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Кроме укрепления сотрудничества на уровне учебных заведений, Темпус способствует установлению и развитию межличностных контактов.

С октября 2011 года ИФИ КФУ принимает участие в реализации проекта Темпус IV «Формирование компетенции и практических навыков оценки языковых знаний преподавателей английского языка», финансируемого за счет гранта Еврокомиссии 517114-TEMPUS-1-2011-1-UK-TEMPUS-SMHES.

Казанский федеральный университет является партнером консорциума, состоящего из 18 партнеров – трех организаций, 11 российских вузов и 4 зарубежных вузов. На правах партнеров участвуют Национальное объединение преподавателей английского языка, Московское представительство издательства Кембриджского университета и Министерство образования и науки Российской Федерации. Грантодержатель - Университет Бедвортшира, Великобритания. Со стороны зарубежных вузов в проекте принимают участие Университет Саутгемптона, Великобритания, Университет Южной Богемии, Чешская Республика и Дрезденский технический университет, Германия. Консорциум выиграл грант и получил финансирование на реализацию проекта, направленного на развитие компетенции представителей вузов-партнеров в области языкового тестирования.

По итогам реализации проекта в каждом университете партнере должен быть открыт учебно-консультационный центр по направлению  «Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента  академической мобильности».

Со стороны Казанского федерального университета руководителями проекта являются директор Института филологии и искусств Радиф Замалетдинов, заведующая отделением романо-германской филологии ИФИ Аида Садыкова и профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Марина Солнышкина.

Проект имеет мощную финансовую поддержку, Европейский Союз на его реализацию выделил 57000 евро.

Две предыдущие встречи  представителей вузов-партнеров Консорциума состоялись в ун-те Бедвортшира,  Лутон (Великобритания ) и в Дрезденском техническом университете (г. Дрезден, Германия), в рамках которых российские партнеры участвовали в семинарах по языковой оценке и системе перерасчета кредитных единиц (ECTS) и признания результатов обучения иностранных студентов.

Одним из мероприятий в рамках проекта стало прошедшее в феврале 2012 г. совещание всех партнеров — участников проекта и последовавший за ним двухнедельный тренинг на базе университета Бедфордшира, г. Лутон, Великобритания. В программу тренинга «Компьютерная система мониторинга и диагностика качества знаний по английскому языку» входило участие в работе научных семинаров, работа по подготовке методического пособия «Тестирование и оценка знаний по английскому языку с использованием информационных технологий», посещение лекционных и практических занятий по курсу «Европейская система оценки знаний по английскому языку», анализ научной и методической литературы по теме «Тестирование и оценка знаний по английскому языку», а также ознакомительная работа с системой компьютерного мониторинга знаний в лингвистических лабораториях университета Бедфордшира.

Профессор Л.Бетакова присутствовала в качестве внешнего аудитора на двух лекциях и одном семинаре проф. М.И.Солнышкиной, которая в рамках проекта ТЕМПУС, ПРОСЕТ осуществляет пилотирование курса «Языковая оценка и тестирование» для студентов 4 курса обучения по специальности «Иностранный язык».

Гостья подчеркнула отличную оснащенность кабинетов и рабочих мест студентов и высоко оценила уровень осуществления проекта:  «Меня приятно удивили две вещи: во-первых, свободное владение студентов английским языком, во-вторых, то, как они академически хорошо подготовлены».

В рамках первого дня работы консорциума в г. Калининграде участники  рассказали о результатах мониторинга, прошедшего в каждом из вузов неделей раньше. В Институте филологии и искусств КФУ мониторинг осуществляла гостья из университета Южной Богемии профессор Люси Бетакова. Она посетила занятия студентов, прочла лекции для преподавателей и студентов, провела мастер-класс.

Участники встречи в Калининграде, выступая с презентациями, особое внимание уделили вопросам стандартизации образования и необходимости творческого подхода к ним, говорили о личностно-ориентированном подходе в процессе обучения, о широких возможностях для преподавателей в сфере повышения квалификации, о том, какую роль играет учитель английского языка в России и других странах.

По итогам трех встреч выработаны общие подходы к перерасчету и признанию кредитных единиц, которые найдут применение в расчете общей трудоемкости разработанных модулей программы по подготовке специалистов в области языкового тестирования.

Особое внимание в дни работы Консорциума в Калининграде было уделено проблемам создания и разработки миссии   Учебно-консультационных центров по направлению  «Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента  академической мобильности» в каждом из университетов-участников.

По окончанию второго раунда пилотирования, которое запланировано на весну 2013 г., планируется выпустить серию учебно-методических пособий и учебников по курсу «Языковая оценка и тестирование», а также рабочую программу, которая, после экспертизы МинОбрНауки РФ, будет включена в существующий стандарт образования.