18 ноября 2012
Читай пока молодой

Сегодня многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к книгам у детей. Чем это вызвано и как с этим бороться, я узнала у своей школьной учительницы по русскому языку и литературе Резеды Зариповой. Именно она открыла мне глаза на мир художественной литературы и показала, чему может научить книга.  

- Резеда Рассамовна, в чем причина нелюбви к книгам у детей?

- Вот как вы думаете, почему дети любят конфеты и мороженое и не любят кашу или суп? А все дело в восприятии детей каждого из продуктов: конфеты – это вкусно и приятно, а суп – это навязываемое мамой, да еще и далекое по вкусовым качествам от сладкого блюдо. Так же и с книгой: родители и учителя превращают книгу в противнейший предмет типа рыбьего жира: польза очевидна, а принимать не хочется. Кто, предположим, в здравом уме захочет есть манку без соли и масла? Вот вы будете? Заметьте также, что в юном возрасте все без исключения дети любят книги.  Правда, слушать и разглядывать, но книга вызывает интерес, любовь и прочие приятные ощущения. Дети даже рвут книгу с любовью, поверьте. Чтение должно стать привычкой, сродни чистке зубов или зарядке, значит, кто-то должен привычку эту прививать. В первую очередь, родители, и не назиданиями о какой-то там фантастической пользе книги, а собственным примером. Да читайте хотя бы газеты или журналы приличные и поучительные, конечно же.

- Читают ли школьники произведения по литературе?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Что-то, естественно, читается. К примеру, «Бедная Лиза» Карамзина, несмотря на наивный по современным рамкам сюжет, вызывает отклик в душе 8-классников. С «Войной и миром» уже сложнее. Но на моей практике был мальчик, для которого это было единственное целиком прочитанное произведение. Особенно его поразил третий том (тот самый, с батальными сценами), что способствовало возникновению интереса к истории России. Вывод один: как произведение преподнесешь, так и урок и проведешь.

- А как же проводить уроки, чтобы заинтересовать ребенка?

- Для начала нужно сказать следующее: сколько в классе учеников, столько разных интересов придется пробудить учителю. Это сложно, но возможно, если учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что учитель выстраивает такую систему вопросов и заданий по произведению, что каждый ученик найдет вопрос, что называется, по душе. Конечно, будет непрочитавший ученик. Однако увидев, как отвечают товарищи, он однажды поймет, что и в его силах выполнить задание. Иными словами, включается механизм конкуренции, основанный на личном интересе ученика. А зная индивидуальные особенности учеников, учитель может придумать вопрос для каждого в зависимости от уровня подготовленности и интересов.

- Соответствует ли школьная программа их интересам?

- Опять-таки надо сказать, что невозможно угодить сразу всем детям, так что программа не может удовлетворять интересам детей. Даже учителям нравится не все, что предложено в программе. А вот нужно повернуть имеющийся материал не отталкивающей стороной, а как говорится, светлым ликом, в силах учителя. Есть одно произведение, которое нравится абсолютно всем. Это «Отцы и дети» Ивана Тургенева.

- Возможно ли, что с возрастом ребенок сам возьмет в руки книгу?

- Как писал Александр Блок: «И невозможное возможно», поэтому мой ответ положительный. На мой взгляд, надо правильно расценивать роль урока литературы в формировании личности ребенка: моя задача, как учителя, не требовать точную дату написания стихотворения, или название города, в котором провел первые пять лет своей жизни тот или иной писатель, или же цвет тапочек Одиссея, а показать, сколько мудрости заложено в книгах, доставшихся нам по наследству.  Показать источник знаний и способ их добывания, а уже потом человек сам выберет писателя, стиль, направление, жанр и тому подобное.

- Как заставить ребенка читать книги?

- Заставить – это изначально неверная позиция. Научить – также не самый правильный путь, потому как психология говорит, что научить никого ничему нельзя: каждый учится сам. Вот это и надо использовать. Пусть ребенок сам захочет читать. А мы, взрослые, будем мотивировать и создавать благоприятные условия. Иногда начинаю рассказывать сюжет книги, и некоторые с ужасом на лице восклицают: «Не надо рассказывать!», потому что они хотят прочитать сами. Ну, а кто-то любит слушать. Таких детей называют аудиалами. И это не минус, а возможно, даже плюс, так как современность подарила нам аудиокниги. Плеер и наушники. Стильно, модно, молодежно и эффективно.

- А как вы относитесь к электронным книгам?

- Я положительно отношусь к этому новшеству. И не надо подменять понятия и ставить в конфронтацию книгу на бумажном носителе и книгу в электронном формате. Книга в любом случае присутствует, но в другом «агрегатном состоянии». Кстати, это удачная тема для дебатов, и если предположить, что мне нужно привести доводы в пользу электронных книг, то вот они: во-первых, большой объем памяти позволяет носить с собой целую библиотеку, во-вторых, книги в традиционном смысле – весьма дорогое удовольствие, зайдите в книжный магазин и убедитесь сами: не менее 300-400 рублей один том. Но ни в коем случае не думайте, что я против старой доброй книги, просто надо идти в ногу со временем. Одна лампочка дает освещение, равное свету, предположим, десяти - пятнадцати свечей. Казалось бы, какая разница, но вы даже не будете задумываться, что выбрать.

- Не наносят ли они вред детям?

- Вред - это ущерб и порча. Вред, он ведь вследствие чрезмерности возникает, и тут уже неважно, какая книга нанесла: электронная или обыкновенная.

- Какая роль родителей в этом вопросе?

- Как бы ни казалось странным, родители в учебном процессе исполняют роль главной скрипки. И в первую очередь это касается материально-технической базы. Мне кажется, что компьютер или ноутбук должен быть в каждой семье. Как он будет использован, это уже другой вопрос, но, прежде всего, как помощник в учебе.

- Полезно ли чтение в виде наказания или условия?

- Я против использования чтения как способа наказать. Главная компетенция, которой должен научиться каждый ребенок, - это понимать прочитанный текст. Иными словами, будучи наказанным, ребенок реализовывает исключительно наказание и только его, а смысл? А вот если вы его озадачили найти ответ на какой-нибудь вопрос, вот тут-то и формируется компетенция, о которой было сказано выше.



Источник информации: Диана Шарафеева 1314 Фото:http://images.yandex.ru