01 февраля 2016
Наука и высокие технологии: лаборатории "Человеческого капитала"

Социальная реальность, полная столь сложных противоречий и рисков политического, национального, религиозного характера… Отражение их средствами массовой информации, а также человек, стоящий в центре этой многомерной реальности  - все вместе составляет предмет изучения для ученых социально-гуманитарного профиля. Один из их крупнейших в России  научно-образовательных центров работает в составе Казанского (Приволжского) федерального университета. Это Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций. О работе, задачах и достижениях института мы говорим с его директором, доктором философских наук, профессором, членом-корреспондентом Академии наук РТ Михаилом ЩЕЛКУНОВЫМ.

 

Михаил Дмитриевич, чем быстрее меняется современное общество, тем больше требований предъявляется к ученым, изучающим его. Расскажите, пожалуйста, какие  ресурсы и преимущества есть у вашего коллектива для решении тех вызовов, которые ставятся временем перед исследователями-гуманитариями?

- С момента создания в структуре Казанского федерального университета Института социально-философских наук и массовых коммуникаций он стал одним из крупнейших многопрофильных научно-образовательных центров Татарстана и России в области общественных и гуманитарных наук.  Утверждая это, я имею в виду не только количественные показатели (10 направлений подготовки, свыше 1400 студентов практически из всех субъектов России, а также 90 иностранцев, 150 преподавателей, работающих на 11 кафедрах и т.д.), но, прежде всего, качественную сторону нашей работы. Об этом сам за себя говорит кадровый состав института: три членкора Академии наук РТ, 30 докторов и 86 кандидатов наук, 66 аспирантов и соискателей ученых степеней. Успешно действуют диссоветы по философским и политическим наукам, надеемся на открытие в 2016 году совета по защитам в области социологии.  

Имена наших  ученых политологов О.И.Зазнаева и М.Х.Фарукшина, религиоведа Л.С.Астаховой, конфликтолога А.Г.Большакова, социолога Р.Г.Минзарипова, журналистов В.З. Гарифуллина и С.К.Шайхитдиновой хорошо известны в республике и за ее пределами.

Мы постоянно следим за омоложением штатного состава института, помня о том, что наука без молодых обречена на трагедию. Неслучайно почти 40% сотрудников – молодые люди в возрасте до 35 лет. Вовлечению молодежи в научное творчество здесь уделяется особое внимание: работают многочисленные научные студенческие объединения (клубы, студии, кружки), учащиеся активно участвуют в различных научных мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах), реализуют совместные проекты со своими сверстниками из других университетов России. Самым талантливым предоставляем возможность стажироваться за рубежом. Вот один из ярких примеров успехов нашей молодежи на научном поприще. В 2015 году  пятикурсник Владислав Золов стал одним из десяти лауреатов престижной  стипендии имени А. И.Солженицына, учрежденной Правительством России для студентов, достигших выдающихся успехов в литературном творчестве, политологии и журналистике. Ныне он аспирант кафедры плитологии.

Также хочу подчеркнуть, что мы непрерывно развиваем научное сотрудничество с зарубежными партнерами. Среди них - Карлов университет (Чехия), Университет Хельсинки (Финляндия), Ягеллонский университет (Польша), Свободный университет Берлина и особенно Университет Гиссена им. Ю.Либига (Германия). Коллеги из  Гиссенского университета, с которым Казанский университет партнерствует свыше четверти века, высоко оценили предложения ученых  нашего института по совместным проектам в будущем. Они будут посвящены в том числе вопросам социальной теории, философии и социологии образования, транснациональным коммуникациям, дискурсивным и массмедийным репрезентациям социальных проблем.

Известно, что Казанский федеральный университет участвует в Программе повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. («5 Тоp 100»). В этой связи научная активность наших ученых получает новые измерения. Так, расширяется число  публикаций в международных научных изданиях. Процесс идет  непросто. В отличие от естественных наук, исследования в области социально-гуманитарных отраслей, как правило,  отмечены национальной спецификой. Она не всегда интересна международному гуманитарному сообществу, а иногда вызывает у зарубежных издателей  отрицательную реакцию, обусловленную политическими соображениями.  Но, несмотря на это, мы заявляем о результатах своей работы на мировом уровне. В прошлом году КФУ вошел в первую четверку российских университетов по предметному рейтингу «Arts&Humanities» по версии авторитетного  агентства QS. В этом достижении есть заслуга и сотрудников нашего института.

 

Какие проблемы Вы выделяете как наиболее приоритетные, фокусные для исследований, которые ведутся в институте?

- Сегодня на первый план объективно выходят изыскания, нацеленные на эффективное решение проблем  общественной стабильности, бесконфликтного социально-политического и межконфессионального взаимодействия  народов; распределения социальных рисков на различных территориях; конструирования реальности в средствах массмедиа. В фокусе исследовательского внимания оказываются  темы, связанные с этнополитикой, национальной и гражданской идентичностью, профилактикой  экстремизма (национального, религиозного, политического), социальными  трансформациями. Отдельный интерес представляет исследование медийных дискурсов указанных проблем. Стремимся, чтобы все эти исследования осуществлялись на междисциплинарной основе, с привлечением специалистов различных отраслей. Ведь для этого в институте есть все условия.

 

Михаил Дмитриевич, Вы согласны с мнением, что гуманитарным исследованиям в нашей стране должна оказываться большая, чем сейчас, поддержка?

- Российская наука в целом переживает сегодня не лучшие времена. Вместе со всеми сферами общества она ощущает на себе неблагоприятное воздействие падения темпов роста отечественной экономики. Отчасти сказываются и  последствия западных санкций. Не принесло пока ожидаемых результатов начавшееся в 2013 году реформирование академического сектора российской науки. Особо страдают общественные и гуманитарные отрасли, которые оказались на «голодном пайке».

Кроме того, научные продукты обществоведов и гуманитариев, в отличие от естественников и технарей, слабо поддаются коммерциализации. Причины как будто очевидны: они не инновационны, не технологичны,  не имеют непосредственного  практического приложения. Можно часто услышать мнение: «Гуманитарии  «только пишут»… Разве эта наука?».

Такая  позиция кажется  рыночно оправданной только в узко прагматическом смысле. На самом деле  обществоведы и гуманитарии создают условия для производства самых дефицитных по нынешним временам продуктов  – социальности и человечности. Они меряются не деньгами или  технологическими инновациями. Их индикаторы – духовность и  моральность, свобода и ответственность,  открытость и толерантность, коммуникативность и культурность, патриотизм и гражданственность и т.п. Воспитать и развивать эти  качества можно только в социально-гуманитарной  среде, которую и создают обществоведы и гуманитарии. 

С экономической точки зрения, поддерживать такую среду – дело  неприбыльное,  затратное. Но без этих затрат невозможен главный общественный субъект  – полноценная личность. Производить  ее не менее важно, чем технологии или инновации, ибо «человек есть  мера всех вещей», он  не «делится» на вещи «без остатка».

 

Сотрудники института ощущают востребованность результатов своих исследований со стороны общества и власти?

- В теоретическом плане  результаты  исследований ученых института доводятся до сведения профессионального сообщества в форме  монографий,  диссертаций, материалов  конференций.  Поступая в научное обращение, они  тем самым способствуют развитию соответствующих отраслей познания.

В практическом плане заказчики и потребители наших научных продуктов многообразны. Это, в первую очередь, органы государственной власти, общественно-политические структуры, институты гражданского общества, религиозные организации. Среди них - федеральное агентство по национальным вопросам,  Аппарат Президента РТ, Госсовет РТ,  Совет безопасности  РТ, Общественная Палата РТ,  федеральное и республиканское министерства образования и науки, Совет по межнациональным и межрелигиозным отношениям  при Президенте РТ,  Республиканское агентство «Татмедиа», Совет по делам религий при Кабинете Министров РТ, Казанская Митрополия,  Духовное управление мусульман РТ и др.  Наши ученые на постоянной основе участвуют в научном сопровождении деятельности этих структур посредством  выполненных  по их заказу аналитических обзоров, экспертных заключений, проектных предложений,  социологических исследований. Они используются при принятии ответственных  решений  государственными  и общественными органами по актуальным проблемам социально-политического развития.   

Другим  потребителем остается система  высшего  образования, для которой мы создаем различные научно-образовательные ресурсы: учебники, пособия, научно-методические разработки и т.п. по философии, политологии, социологии, религиоведению, конфликтологии, журналистике, теории общественных коммуникаций.  

 

Специальности, по которым готовят кадры в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, очень популярны среди абитуриентов. Но творческие, гуманитарные профессии при всей их привлекательности требуют огромной подготовки для успешного «вхождения в жизнь». Как вы обеспечиваете такую подготовку своим студентам?

- Принципами образовательной деятельности в нашем институте стали развитие  творческого мышления учащихся, формирование гуманистических ценностей, индивидуальный подход к студентам, поощрение общественной активности молодых людей.  Нам есть чем гордиться: реализуемые в институте программы по направлениям «Религиоведение», «Социология», «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» вошли в число лучших образовательных программ России  2015 года по итогам мониторинга Национального центра профессионально-общественной аккредитации.

В институте работают свыше 10 учебно-научных лабораторий. Среди них наша гордость - оснащённая по последнему слову телевизионной техники лаборатория «Univer TV», где студенты своими силами  снимают, монтируют и выпускают в эфир видеосюжеты и телепередачи.  

В 2015 году в институте открылась Творческая лаборатория Ильшата Аминова. Во время мастер-классов, которые проводят сотрудники лаборатории во главе с гендиректором телерадиокомпании «Новый век»,  учащиеся непосредственно вовлекаются в процесс создания телевизионных программ. Это и есть практикоориентированность образования.

Полученное в стенах института образование позволяет выпускникам успешно проявлять себя в самых разных отраслях социально-политической и гуманитарной деятельности, а также в сфере общественных и медийных коммуникаций.  Наши питомцы  работают в государственных структурах; информационно-аналитических  службах при органах государственной власти, политических партий и общественных объединений, бизнес-компаниях; преподают в вузах и школах,  трудятся в религиозных организациях,  социологических центрах.  Журналисты уже со студенческой скамьи реализуют свой творческий потенциал в местных и федеральных СМИ.

Как молодой институт, мы открыты изменениям, новациям, креативным идеям, которые не противоречат многолетним университетским традициям качественного академического образования. Наши задачи – приумножать «человеческий капитал» Татарстана и России, влиять на гармонизацию социальных отношений, укреплять стабильность общества, для достижения которой необходимы помимо экономических, правовых, также и социально-культурные ценности, нормы, смыслы – те гуманитарные ресурсы, производством и сохранением которых занимаются преподаватели, студенты, выпускники нашего института.

Источник информации: Журнал "Элита Татарстана"