19 января 2016
Музыкальный критик должен быть лучше композитора: с магистрами арт-журналистики встретился Леонид Любовский

Леонид Зиновьевич Любовский – композитор, автор известных опер, симфоний, многочисленных инструментальных и вокальных произведений, а также заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств РТ, профессор Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова, лауреат Государственной премии РФ побывал в гостях  у магистров арт-журналистики, поделился с ними жизненным опытом и своим взглядом на музыку.

Про музыканта лучше пишется, слушая его произведения. Как говорит сам Любовский, «даже самое учтивое слово может соврать, а как может соврать музыка?». Слушая небольшую часть его концерта для виолончели с оркестром, можно почувствовать, насколько интеллигентен, вежлив и внимателен к своей публике композитор. «Я всегда боюсь отнять у своих слушателей время», - говорит про себя Любовский.

Прежде чем ответить на вопросы будущих арт-журналистов, Леонид Любовский дал такое напутствие: «После одного из концертов меня окружили журналисты и, как водится, начали задавать вопросы. И я разочаровался: до того эти вопросы были неграмотными. Вы еще первый курс, у вас все еще впереди. Но мой совет – всегда необходимо заранее готовиться к интервью, чтобы не выглядеть непрофессионалом. То же касается и музыкальных критиков. Критик, по моему мнению, должен быть лучше композитора. Он должен знать больше».

«Как вы относитесь к современной музыке и насколько она влияет на ваше творчество?» - именно с этого вопроса начался диалог будущих журналистов с композитором. «Для того, чтобы ответить, нужно прежде понять: а что такое современная музыка? Это маленькие ручейки большой музыки, вспомогательные. Большая музыка – это океан, который эти ручейки впитывает, впитывает, впитывает… Вот дайте послушать не подготовленному человеку тяжелый рок – он нос поморщит и слушать не станет. А дайте Бетховена, Баха, Чайковского – он во все уши будет слушать. Потому что их музыка впитала дух времени, она близка всем».

На вопрос, почему сейчас классическая музыка не так популярна, композитор ответил просто: «Человек любит развлечения. В XXI веке развлечений огромное множество, намного больше, чем их было в XX и тем более в XIX веке». Но простой ответ не означал, что лауреат Государственной премии относится к сложившейся в обществе ситуации легко, наоборот – он переживает, что классическая, «большая» музыка не ценится так, как раньше:  «Во времена Аристотеля, в Древней Греции, было три главных предмета: риторика, гимнастика и обязательно музыка. Это три важных понятия, поскольку они способствуют гармоничному развитию человека. Я считаю, что в нашем обществе перекос в развитии тела настолько большой, что от души и сердца ничего не осталось. И я уверен, что задача любого человека, который занимается культурой, искусством переломить эту ситуацию, и я уверен, что это будет».

Во время встречи магистранты посмотрели отрывки из балета «Сказание о Йусуфе», за который Любовский был удостоен Государственной премии, и фильм-биографию о композиторе. В конце встречи ребят ждал сюрприз от маэстро: диск с записью балета, книга-размышление о Бахе, любимая аннотация и книжка с любимыми стихами, которые композитор переложил на музыку. В свою очередь гостю вручили букет цветов и  благодарственное письмо в память о встрече.

Источник информации: Ксения Балберова, магистр 1 курса отделения массовых коммуникаций. Фото Яна Галлямова.