21 декабря 2015
В ИФМК им. Льва Толстого КФУ состоялось очередное заседание литературно-художественного салона "Ренессанс"

18 декабря 2015 года в актовом зале Института филологии и межкультурных коммуникаций им. Льва Толстого КФУ состоялось очередное заседание литературно-художественного салона «Ренессанс». Центральной темой мероприятия стал «Мир казанской куклы», посвященный творчеству мастеров прикладного искусства, создающих кукол в самых различных техниках и жанрах. В прологе заседания ведущий искусствовед доцент Михаил Яо зачитал различные трактовки понятия «кукла»:  от научных до обиходных, когда словом «кукла» по В. Далю именуется пустая красивая бессердечная особа.  История мира кукол сопоставима с историей человечества: куклами забавлялись, с их помощью учились, они вошли в мир искусства как живые персонажи, достаточно вспомнить всемирно известный театр кукол под руководством Сергея Образцова. История кукол знает и трагические страницы: невозможно спокойно смотреть на тех кукол, что дети варшавского гетто мастерили себе из обрывков бумаги, аккуратно вырывая силуэты  детей, собачек… Общеизвестна фраза Альберта Эйнштейна, сказанная им после разговора с психологом Пиаже: «Вся теоретическая физика – детская игра по сравнению с тайнами детской игры».

Гостями мероприятия стали признанные мастера прикладного искусства к.п.н. Мадина Мухаметова, кандидат ветеринарных наук Татьяна Кузьмина, Татьяна Перелыгина и Гузель Бикчантаева.

Коллекции кукол производства данных мастеров были выставлены и в актовом зале, и в фойе, демонстрируя самые разные материалы – керамику, лен, ткань – и технику их обработки.

Разговор начала одна из преподавателей кафедры дизайна и национальных искусств, лауреат международных и всероссийских конкурсов Мадина Мухаметова, чье творчество хорошо известно преподавателям и студентам ИФМК им. Льва Толстого. Кукол, созданных руками Мадины Мухаметовны, узнаешь сразу – они, как правило, одеты в красивейшие народные костюмы – татарские, удмуртские, чувашские, белорусские, якутские и т.д. Мадина Мухаметовна – педагог в четвертом поколении и потомственный музыкант, тяга к прекрасному оформилась в такое необычное ремесло, как создание кукол. Предмет сугубо материальный, а назначение его духовное, как и у музыки: кукла отвлекает, развлекает, врачует душу. Все народы в истории человечества в обязательном порядке создавали кукол и первой, разумеется, была тряпичная кукла, которая не сохранилась, в отличие от керамической. Все поездки Мадины Мухаметовны со студентами – это, с одной стороны, рассказ о кукле татарской, отличающейся, в первую очередь, национальным костюмом, прической и аксессуарами, а во-вторых, знакомство с куклами других народов, их образным строем, символикой. Кукла, изготовленная мастером, хранит тепло его рук, она становится напоминанием о человеке, ее создавшем, и в то же время имеет свой характер. Сегодня мастера-кукольники – это еще и хранители этнической памяти, поскольку процессы урбанизации и вестернизации культуры вытесняют практику изготовления кукол, которой прежде овладевала каждая девочка.

Мастер Татьяна Перелыгина создает кукол-зайчиков, хорошо известных всем под названием кукла Тильда. Завершив военную карьеру и выйдя в отставку, Татьяна Перелыгина увлеклась созданием кукол и стала признанным мастером, получающим заказы на изготовление кукол со всей России и из-за рубежа. Зрителей восхитили парные куклы – новогодние, пасхальные, морские и т.д. Отвечая на вопросы слушателей, Татьяна Перелыгина объяснила, что ее куклы – интерьерные, они, как правило, не для игры. Поэтому, во-первых, они могут быть достаточно условными, например, если группа кукол размещена в какую-то композицию, то у зайчика может быть одна ножка, другой все равно не видно. Во-вторых, куклы дороги не только потому, что это ручная работа. Но у них очень качественные костюмы из натуральных материалов с дорогой отделкой – вязание, плетение кружев и т.д. Бывают исключения из правил – одна заказчица попросила пришить зайчику вторую ножку, поскольку внук так полюбил эту интерьерную куклу, что она стала для него игровой.

Татьяна Кузьмина стала кукольником, находясь в отпуске по уходу за ребенком, хотя творчеством до этого занималась всю жизнь – танцевала, пела, играла на музыкальных инструментах. А теперь это стало ее основной профессией, несмотря на то, что Татьяна – кандидат ветеринарных наук, преподаватель вуза. Ее кредо – постоянное самосовершенствование, именно к этому она призывает студентов. Любая художественная техника для будущего дизайнера может стать уникальной основой специализации. Учиться нужно всему всегда и у всех, у кого ты можешь научиться. Мастер-кукольник должен знать анатомию животного и человека, даже если она будет абсолютно условной, она не будет убедительной, если мастер не опирается на базовые пропорции. Мастеру должно быть присуще чувство цветовой гармонии, для этого нужно постоянно посещать музеи с великими творениями. Любые художественные впечатления неожиданно приводят к интересному творческому решению.

Словно в подтверждение этому прозвучал рассказ Гузель Бикчантаевой – преподавателя английского языка, музыканта, а теперь и мастера прикладного искусства. Ее куклы, среди которых и животные, и человеческие фигурки размером 10—15 сантиметров,  также поражают своим разнообразием – принцессы, морячки, француженки, все они чем-то напоминают своего автора. Кстати, эту деталь подчеркивали все выступающие – куклы неуловимо напоминают и внешность, и характер своего мастера. Видимо,  невозможно, вкладывая душу в ее создание, не наделить ее какими-то видимыми признаками.

Итак, участники мероприятия убедились, что мир казанской куклы талантлив, разнообразен и самобытен, и каждый мастер щедро делится опытом, поскольку места на Олимпе хватит всем творческим личностям. Нужны только талант и трудолюбие, которые обеспечат превращение ремесленника в художника. Заседание получилось по-особому уютным и праздничным – кукла, игрушка, напомнила о том, что близится новый год – время ожидания чуда.

Настоящим открытием вечера стало выступление группы философского пост-фолка «Лещ-в-себе». Их композиции, в которых органично переплелись народные и классические мотивы, восхитили аудиторию и вызвали, что бывает редко после исполнения концертных номеров, град вопросов и предложений выступить на заседании салона еще раз.

Зрелищным было и начало заседания, где выступил сетевой театр «Psylight»  с композицией, где цвет, свет и движение создали целое шоу.

В завершение мероприятия по традиции  руководитель проекта Расых Салахов вручил дипломы и памятные подарки его новым членам и поздравил всех присутствующих с приближающимися новогодними праздниками, а студентам пожелал успешной сдачи сессии.

Источник информации: Светлана Бородина