30 ноября 2015
Светлана Стрелкова: САФУ развивается в академическом плане

В Москве на базе Московского городского психолого-педагогического университета и Высшей школы экономики прошла Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования.

Участие в данном мероприятии от Северного (Арктического) федерального университета приняла Светлана Стрелкова, директор Института филологии и межкультурной коммуникации.

— На конференции мы представили результаты проекта по модернизации педагогического образования в части академического бакалавриата по направлению гуманитарные науки, филология, — рассказывает Светлана Стрелкова. — Проект длился полтора года, сейчас он вступил в завершающую стадию. Идет подготовка отчетов и подведение итогов проекта.

— Светлана Юрьевна, о каких результатах идет речь?

— В докладе на конференции в САФУ удалось отразить один из основных результатов проекта: возможность выстраивания индивидуальных траекторий обучения студентов. Первоначально у нас была задача разработать учебные модули нового типа — это четыре модуля по техзаданию, и апробировать их, встроив в образовательные программы. Мы смогли их встроить в 16 образовательных программ. Причем апробация проходила на площадках трех университетов-партнеров — это САФУ и его филиал в городе Северодвинске, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) и Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск).

Наши партнеры апробировали три из четырех модулей — два профессиональных и модуль, развивающий информационно-коммуникационную компетенцию. Четвертый модуль, который носит универсальный характер и направлен на развитие коммуникативной компетенции студентов, включен в образовательные программы гуманитарных направлений подготовки нашего университета. Студенты первых курсов уже обучаются по нему. Информационно-коммуникационный модуль встроен в программы педагогических направлений подготовки.

За эти полтора года есть и другие результаты. У нас прошло повышение квалификации. Во-первых, пять представителей САФУ повысили свою квалификацию на площадке ВШЭ в Москве. Кроме того, в нашем университете была реализована программа повышения квалификации для преподавателей и сотрудников вузов и колледжей «Инновационные технологии проектирования и реализации учебных модулей по гуманитарным направлениям подготовки». В ее рамках удалось показать новые подходы в разработке учебных модулей и академических программ и поделиться своим опытом подобной разработки. В программе приняли участие более 100 человек, включая представителей вузов-соисполнителей нашего проекта.

Также важным этапом данного проекта стала Всероссийская конференция«Педагогический бакалавриат в условиях сетевого взаимодействия», прошедшая в САФУ 30 октября.

В целом, данный проект носит комплексный характер. Это разработка модулей, повышение квалификации, организация и проведение Всероссийской конференции, а также разработка аналитических и методических материалов. Кроме того, участниками проекта опубликовано восемь статей в ведущих научных журналах России, подготовлен сборник материалов конференции.

— Каковы главные достижения САФУ по итогам этого проекта?

— Университет готов стать площадкой распространения опыта проектирования и апробации учебных модулей нового типа. Также можно говорить об образовании команд преподавателей, которые в построении учебного процесса ориентируются на студента, на его потребности и установки. Преподаватель сейчас уже не транслятор знаний, а человек, помогающий ориентироваться в информационном пространстве. В какой-то мере проводник, ведущий студента по образовательному маршруту.

У нас получились очень интересные образовательные модули, представляющие собой единицу учебного процесса, которые заканчиваются итоговым мероприятием. Другими словами, это некий комплекс дисциплин, объединенных общей идеей и завершающихся итоговым мероприятием, которое должно, по мысли авторов-разработчиков, стать событием. А событие — это то, что запоминается и оказывает влияние на жизнь человека. К примеру, это может быть игра или фестиваль со школьниками. Студенты, разрабатывая и проводя их, обучаются, а затем демонстрируют сформированные компетенции. Суть заключается в том, что это некий проект, к примеру, литературная игра с включением веб-технологий, к которому студенты готовятся вместе со школьниками и таким образом узнают больше о своей будущей практической деятельности педагога.

— Школы тоже были включены в этот проект?

— Да, это одна из его идей — готовить студента не изолированно в рамках университета, а выходить за его пределы в школу. До конца нам апробировать эту идею не удалось, есть определенные рамки, которые накладываются на взаимоотношения вуза и школы. Хотелось бы по результатам проекта инициировать некие изменения. Мы будем предлагать региональной администрации пересмотреть взаимоотношения вуза и школы, заключив трехстороннее соглашение, в котором партнерами выступают не только университет и школа, но и региональное министерство образования.

— Как успехи САФУ в данном направлении модернизации педагогического образования были оценены на столичной конференции?

 Это был сложный в реализации проект и комплексный по своей структуре. По техзаданию мы должны были разработать модули, а пришлось фактически разрабатывать концепцию образовательной программы нового типа.

У нас было два оператора в проекте. Это такой сложный комплекс, когда от Минобра идет заказ, вузы-исполнители и соисполнители выполняют работы, а над этими вузами есть еще операторы, которые осуществляют мониторинг деятельности вуза и помогают в реализации проекта. Нашим оператором была Институт образования ВШЭ (Москва). Основным элементом нашего взаимодействия был некий интеллектуальный вызов, поскольку от нас требовалась разработка новых концептуальных идей. Для того чтобы их не только описать, но еще и апробировать, потребовалось много сил. Мы первый раз участвовали в таком большом комплексном проекте. Очень надеюсь, что мы сможет принять участие в следующем этапе модернизации педагогического образования 2016-2018 гг.

Также хочется добавить. Когда мы впервые апробировали данные модули на студентах первого курса, мы столкнулись с такой проблемой. Обучали их по новому — развитие креативности, критического мышления, некоторая академическая свобода. Следующий шаг — они входят в образовательную программу, в дисциплинарный принцип, когда обучение идет достаточно традиционно и стандартно. Мы сразу же поняли, что эти модули должны идти в программе нового типа, построенной по модульному принципу и на новых подходах.

— Другими словами, весь период обучения должен состоят из подобных модулей?

— Да, так и есть. Невозможно внедрить некий инновационный элемент в образовательную программу традиционного типа. Он будет чужеродным. Наш университет очень «продвинут» в академическом плане, уже идут эксперименты и запущены программы по модели либерального образования, апробируется модель базового бакалавриата — идея отложенного входа в профессию. Это интересно как для разработчиков новых учебных модулей, так и для студентов, обучающихся на образовательных программах нового типа.

Источник информации: Виталий Барашков, САФУ