14 октября 2015
Центр проблемного обучения создается в Елабужском институте КФУ

Теория проблемного обучения, в основе которой лежат труды академика Мирзы Махмутова, отвечает трендам современного образования.

О создании в Елабужском институте КФУ Центра проблемного обучения, аудитории им. М.И.Махмутова и работе по подготовке к предстоящим в апреле 2016 года Международным Махмутовским чтениям корреспонденту пресс-службы рассказал кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ Владислав Виноградов:

«Готовить студента исключительно в рамках направления «Педагогическое образование» достаточно проблематично, - считает Владислав Виноградов. - Всегда должно быть некоторое ядро кристаллизации, вокруг которого происходит действо подготовки будущего учителя. Таким ядром было предложено избрать теорию проблемного обучения, в основе которой лежат труды нашего замечательного соотечественника, известного деятеля культуры, науки и образования Мирзы Исмаиловича Махмутова. Отмечу, что теория проблемного обучения была довольно популярна в 1970-е годы, но в условиях командно-административной системы образования она не могла раскрыть свой потенциал, а в настоящее время оказалась потенциально очень продуктивной, поскольку замечательно ложится практически на все образовательные технологии, используемые в мире, и отвечает всем трендам развития современного образования».

Несколько слов об истории проекта.

Эта идея обсуждалась довольно долго как с зарубежными партнерами, так и с представителями российских вузов, которые приезжали в Елабужский институт КФУ на фестиваль школьных учителей. Затем состоялось обсуждение возможности и целесообразности принятия теории проблемного обучения в качестве основы подготовки будущих педагогов в университете с преподавателями кафедры педагогики. «Тогда же было принято решение об открытии Центра проблемного обучения и аудитории имени М.И.Махмутова, - рассказывает Владислав Львович. - В связи с этим мы встречались в нашем институте с вдовой Мирзы Исмаиловича Дилярой Мансуровной Шакировой и одним из его учеников Гусейном Ибрагимовичем Ибрагимовым, членом-корреспондентом РАО».

Еще одним этапом работы в области развития теории и технологии проблемного обучения стал визит канадского профессора, директора Центра современной педагогики (Монреаль) доктора педагогических наук Георгия Рудика, состоявшийся в начале октября. Он принимал участие в обсуждении вопроса, общался со студентами и преподавателями вуза, провел несколько занятий с ними. Не менее важным событием стало подписание соглашения о сотрудничестве между Елабужским институтом КФУ и Центром современной педагогики (Монреаль, Канада), который возглавляет Георгий Алексеевич. В течение трех дней профессор проводил тренинги, чтобы подойти к Махмутовским чтениям уже с определенным результатом, с командой преподавателей, которая будет работать по данному проекту.

По словам Георгия Алексеевича, перенос Махмутовских чтений в Елабугу и Елабужский институт вполне обоснован. Во-первых, сам город несет мощную духовную культуру, а институт является ядром педагогической науки в составе Казанского федерального университета. А поскольку, по его мнению, Мирза Махмутов не относится к рангу обычного учителя, которого надо слушать, а к рангу гуру, которому следует подражать всю жизнь, это мероприятие должно проходить в особом формате.

Уже 10 октября этот проект подхватил другой ученик Махмутова - профессор Мурат Чошанов (Техасский университет в Эль Пасо, США). Он проведет двухсеместровый курс для преподавателей кафедры педагогики и аспирантов. «Таким образом, - подытоживает Владислав Виноградов, - мы планируем в течение учебного года создать серьезную теоретическую и материальную базу для полномасштабного развития этого направления в нашем вузе, что позволит нам конкретизировать свое положение и в мировой педагогической науке, и найти своеобразную методологическую основу для тех процессов реформирования образования, которые уже идут в нашей республике».

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ