27 сентября 2015
В Болгар 14-го века? Легко!

Лаборатория Digital Media Lab Высшей школы ИТИС КФУ и творческая группа "Самрух" представили прототип презентационной мультимедийной системы "Тарих", позволяющей совершать 3D-экскурсии по историческим местам. Аналогов этой программы в мире нет. Пилотной программой стала реконструкция зданий древнего города Билярска.

 

Надо сказать, что виртуальной реконструкцией культурно-исторических памятников Среднего Поволжья в КФУ занимаются давно и успешно.

В научно-исследовательской лаборатории "Информационные технологии и неразрушающие методы исследования объектов культурного наследия", созданной при Институте международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета в рамках программ повышения конкурентоспособности по инициативе фонда "Наследие Татарстана", входящего в ЮНЕСКО, занимаются созданием методик, позволяющих так называемыми нераскопочными, неразрушающими методами получать информацию с археологических объектов, а также преобразовывать ее в цифровой формат.

Речь идет о применении современных компьютерных технологий для проведения археологических исследований, обработки данных, моделирования археологических и исторических реконструкций и визуализации результатов. Это одно из приоритетных направлений развития современной мировой археологии.

"Тарих" - не первая совместная разработка творческого объединения "Самрух" и Digital Media Lab. Помимо образовательной игры "Болгар XIV" (проект будет в открытом доступе в декабре 2015 года), дающей возможность игроку исполнить роль средневекового путешественника и позволяющей ему погрузиться в исторически достоверную атмосферу города Болгар 14-го века, успешными разработками тандема стали и другие проекты.

Среди них и виртуальные интерактивные музеи "Тетюши VII" (тизер можно посмотреть здесь), "Остров-град Свияжск" и " Интерактивный музей Казани",  спорт-комплекс ВДНХ, выполненный совместно с компанией Vizerra, а также  Казанский кремль -  проект, отображающий архитектурную эволюцию кремля за семь столетий.

Такой формат сотрудничества, где сливаются воедино IT, живопись, анимация, визуальные эффекты, дает тандему серьезный потенциал конкурентоспособности на международном уровне, считает руководитель творческого объединения "Самрух" Артур Набиуллин. Главное достоинство системы "Тарих" он видит в том, что она позволяет практически стереть границы между экраном и реальностью (воссозданными 3D-моделями разрушенных памятников архитектуры можно управлять движением руки, не касаясь экрана – прим.авт.)

- В наших проектах применяются передовые технологии, используемые в индустрии компьютерных игр, - пояснил Артур. – Так, более глубоко погрузить зрителя в изучаемую историческую эпоху стало возможным благодаря использованию стереотехнологии. Созданные с ее помощью анимационные ролики открывают зрителю сказочные окрестности древнего города, подчеркивают его таинственность, величие.

Еще одной уникальной технологией, которую использовали при создании системы "Тарих", стала технология Leap Motion – камерой можно управлять с помощью руки.

Отличительной особенностью "Тарих" стал и разработанный алгоритм работы системы в целом.  
- Весь сеанс выверен по сценарию и драматургии, каждый объект для просмотра выбран не ради интерактива, а для того, чтобы раскрыть внутренний мир городов.

Нашими ребятами обрабатывается гигантский пласт научных исследований. Описания, встречающиеся в архивных записях, позволяют в точности воссоздать все особенности архитектурных сооружений реконструируемого нами периода.

Мы строго следим за качеством, очень скрупулезно выбираем стиль исполнения, поскольку все, что попадает в музеи, должно быть произведением искусства, технологий, и максимально долгое время не терять свою ценность.

 

Проектом, разработанным в лаборатории КФУ, заинтересовалось и руководство нашей республики. По поручению Президента РТ началось внедрение системы "Тарих" в музей Болгарской цивилизации (территория Болгарского музея-заповедника) и в Музей истории Свияжска (Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск").

 

Кстати

Мы уже писали еще об одном проекте: "Книга мира" – цикл короткометражных анимационных фильмов, состоящих из пяти частей.

 

Для справки

Digital Media Lab – студия разработки компьютерных игр и трехмерной визуализации, основанная в начале 2014 года при Высшей школе информационных технологий и информационных систем КФУ.

Источник информации: Галина Хасанова, газета "Казанский университет"