10 августа 2015
Учебник - это не справочник, а сценарий урока

Главный редактор журнала "Новое образование" (г. Ижевск) познакомила участников Фестиваля школьных учителей с необычной методической разработкой - "Читаем учебник как детектив".

Первый день Фестиваля запомнится участникам мастер-классом Елены Блиновой, кандидата педагогических наук, проректора по научно-исследовательской работе Института развития образования Удмуртской Республики.

Спросите учеников: "Кто из вас любит читать детектив? Интересно ли вам читать учебник?". Ответ, в большинстве случаев, будет очевиден. Читать учебник - сложнее, чем детектив, однако это необходимо. Ведь умение учеников работать с информацией - это не только главное требование ФГОСа, но и требование к современной жизни. Таким образом, главной педагогической задачей становится стремление педагога заинтересовать ученика. Методическая разработка "Читаем учебник как детектив" направлена именно на это.

Елена Рудольфовна рассматривает чтение как системно-деятельностный подход, который состоит из трёх обязательных этапов.

Первый - ориентировочный. На данном этапе все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы заинтересовать ученика. Преподаватель может предложить альтернативные способы чтения учебника: начать чтение с конца или с оглавления, находить ключевые и вопросительные слова, просматривать иллюстрации и интерпретировать их. Осознавая неполноту знаний по заданным темам, ученик должен сам ставить перед собой задачи, связанные с изучением учебника, его действия не должны быть направлены только на получение положительной оценки.

Второй этап - исполнительный, который включает в себя: чтение, выделение необходимой информации, структурирование информации, применение новых знаний для решения конкретных задач или проблем.

Третий - контрольный этап, где обучаемый делает выводы, осмысливает содержание. На данном этапе ученик должен провести рефлексию, то есть ответить на следующие вопросы: "Зачем я ходил на уроки? Что я узнал? Для чего мне это необходимо?".

По мнению модератора, существует несколько стадий чтения учебника: стадия вызова, содержания и размышления. Для каждой из них разработаны приёмы, позволяющие вовлечь ученика в работу с учебником. Например, на стадии вызова применяется приём "Перепутанные логические цепочки". Ученики должны прослушать отрывок текста, где перепутана последовательность действия сюжета. Учащиеся предлагают свою логическую цепочку развития событий, делятся своим мнением с классом, но для того, чтобы узнать правильный ответ, учитель предлагает им самим найти рассказ в учебнике, из которого взят отрывок и дочитать его.

Лектор утверждает, что все приёмы универсальны, то есть их можно использовать на любом предмете.

В завершение мастер-класса Елена Блинова дала совет всем учителям: "Самое главное, поверить в то, что профессия учитель - одна из самых важных и интересных профессий в этом мире. Помнить, что школа - это место, где можно встретить столько ясных глаз и чистых душ, от которых сам становишься лучше!".

Своими впечатлениями о прослушанной лекции поделилась Тамара Зеленина, доктор филологических наук, профессор Института иностранных языков и литературы Удмуртского университета, г. Ижевск: "Знаете, только сейчас, на этом мастер-классе, я поняла для себя, почему учителям нравится этот Фестиваль - им дают возможность высказываться, делиться своим мнением. Здесь каждый может решить интересующие его проблемы обучения учеников. Мне кажется, что, посещая мастер-класс, который далёк от твоей профессии, ты имеешь большую возможность собственного развития".

Источник информации: Елена Матвеева, пресс-служба Елабужского института КФУ