31 июля 2015
Алла Головенькина: "Каждый из конкурсантов - уже победитель!"

Мы продолжаем публикации интервью с известными учеными, директорами школ и яркими учителями-новаторами, участниками Фестиваля Школьных Учителей

Алла Николаевна Головенькина - директор МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нурлат Республики Татарстан, учитель биологии высшей квалификационной категории, "Заслуженный учитель Республики Татарстан", абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2014".

- Немного истории. В 2012 году Вы заняли II место в VIII республиканском конкурсе "50 инновационных идей для Республики Татарстан" в номинации "Инновации в образовании".  А какой была Ваша идея? Как идет реализация?

- Это проект малого спортивного зала "Маугли". Суть его - в условиях двухсменной школы создать дополнительное образовательное место для занятий с младшими школьниками ритмикой, хореографией, ЛФК, гимнастикой, переоборудовав одно из классных помещений в малый спортивный зал. Для реализации необходимо финансирование, поэтому проект участвует в этом году в Конкурсе социальных и культурных проектов ОАО "РИТЭК".

- В мае 2015 года по приглашению Президента России Владимира Путина Вы побывали на военном параде в Москве. Каким было основное ощущение, что запомнилось больше всего?

- Основное ощущение? - Сопричастность с празднованием Великой Победы, атмосфера триумфа и гордости: это моя Родина! На Красной площади ощущаешь себя той самой жизнью, подаренной народом-победителем. А после парада в Большом Кремлевском дворце состоялся торжественный прием. Услышала речь Президента, увидела очень много интересных и известных людей.

- В Вашей школьной и вузовской жизни были учителя, о которых можно сказать, что в Ваших достижениях есть и их заслуга?

- Из школьных учителей часто вспоминаю первую учительницу - Надежду Зимину. Своей добротой и поддержкой она помогала уже в начальной школе чувствовать себя уверенными и успешными людьми. Пермский педагогический университет помог понять и полюбить биологию и биохимию. С особой теплотой вспоминаю преподавателей университета - Валентину Никольскую и Валентину Пьянзину. Не могу не упомянуть Лидию Маринину, учителя русского языка и литературы - мою наставницу в Нурлатской школе № 1. Это она меня учила готовить детей так, чтобы выйдя из стен школы, они могли перейти во взрослую самостоятельную жизнь, по возможности, без потрясений и разочарований, чтобы сумели найти свое дело и место в жизни.

- 2014 и 2015 год были заполнены до предела очень разной и, возможно, непривычной работой. Оставалось ли после всего этого время на школу и ребят?

Действительно, поменялся уклад жизни, жизненный ритм, событийность. Рей Брэдбери начинает один из своих рассказов словами: "Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время - век мудрости, век безумия... пора света, пора тьмы..." Данные слова точно отражают и мое жизненное состояние в данный период. Есть ли жизнь после конкурса? Есть, конечно, она становится еще интереснее и разнообразнее. Большое количество встреч с интересными людьми заряжают новыми идеями. Эти идеи стараюсь реализовать в родной школе, поэтому не могу сказать, что школа, мои ученики обделены вниманием...

- Урок биологии и, частично, мастер-класс в рамках Конкурса Вы провели по Сингапурской методике. Как давно и как часто Вы её используете? Что это дает Вам и Вашим ученикам, коллегам, что меняется?

- Сингапурские структуры я начала осваивать в 2013 году. Особенно нравится темп урока и то, что ребята учатся ценить время, ясно и четко говорить, обмениваться мнениями, терпеливо выслушивать иные мнения и приходить к согласию. Сегодня дети зачастую обладают высоким уровнем знаний, показывают стабильные результаты, но теряются в новой ситуации, не отличаются гибкостью мышления. Кстати, уроки с использованием этих структур нравятся, прежде всего, детям. Как-то незаметно, в постоянной смене деятельности, в необычных, но простых, на первый взгляд, заданиях у учащихся формируются такие важные качества мыслительной деятельности, как сопоставление, анализ, выделение, структурирование, составление ассоциаций. А потом эти дети с легкостью решают очень трудные задания!

- Можно сказать, что этот метод (вкупе с Вашей заинтересованностью в нем и личным 14-летним опытом) стал главным "китом" победы учителя из Татарстана, заключившего долговременный договор с Сингапурской компанией Educare International Consultancy?

- Личный опыт, заинтересованность - важное слагаемое успеха. Но победа в конкурсе - это не только моя заслуга, пользуясь случаем, ещё раз хочу поблагодарить тех учителей, что были рядом, не спали, переживали, радовались и сочувствовали. Особая признательность моим близким: мужу, детям. Без их понимания и поддержки я не смогла бы быть в профессии, не говоря уже о конкурсном марафоне.

А то, что благодаря знаниям о новых технологиях в образовании, полученных от Компании, стала возможна победа в конкурсе, ответ однозначно - да. Мне было очень важно поблагодарить лично директора компании Майка Тирумана и руководителя проекта "Совершенствование качества преподавания в РТ" Лилию Мухаметшину.

- В какой форме было реализовано право победителя Конкурса стать советником главы Министерства науки и образования России в течение года?

- С ноября 2014 года, сразу после завершения конкурса, я была включена в рабочую группу по подготовке проекта "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Руководителем проекта назначен ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, в рабочую группу вошло более тридцати очень известных людей. Документы такого рода давно не принимались. В проекте, в частности, четко прописано, что главная роль в воспитании детей принадлежит родителям, что воспитание семейных ценностей является приоритетным направлением Стратегии. Остальные институты и сопутствующие организации лишь помогают в становлении личности ребенка. И еще, что очень важно, подчеркивается роль воспитания уважения к физическому и интеллектуальному труду.

- Ваш "портфель" тоже содержал определенные предложения?

- Да, и как раз о культуре труда, а второе - об особом внимании к информационным технологиям. Наши дети уже давно обогнали нас в области освоения информационных технологий. Несмотря на то, что я пытаюсь активно пользоваться различными гаджетами, программами (у меня на телефоне установлен и Instagram, и WhatsApp, активно пользуюсь Viber), однако уровень владения всем этим у детей намного выше, чем мой. Порой ученик быстрее услышит и увидит что-либо через социальные сети, нежели от родителей или учителей. Поэтому активная пропаганда культуры и духовно-нравственных ценностей должна идти и через интернет, а не только в реальном мире. Другими словами, виртуальное пространство тоже должно быть охвачено воспитательными задачами. Сейчас Стратегия вынесена на публичное обсуждение, можно и нужно подключаться, высказывать свои предложения.

- Я с большим удовольствием посмотрела Ваш открытый урок и мастер-класс с Конкурса, благо портал Всероссийского конкурса "Учитель года России" предоставляет такую возможность. Кстати, позвольте сделать комплимент Вашему голосу - в нем есть чувство меры, его хочется слушать - это однозначно. Это же равновесие характерно и для Вашей речи, облика в целом. Сейчас, когда все самое сложное уже позади, как Вы оцениваете эти записи? Вопрос не праздный, ведь "новые садятся гости за уготованный им пир" в Казани осенью 2015 года...

- Скорее всего, все оставила бы как есть. Было много интересных соперников, много интересных открытий и находок. Точнее, не соперников - единомышленников, за дни установочного семинара мы очень сдружились, а разве друзья могут быть соперниками? А будущим конкурсантам желаю смелее идти вперед. Каждый участник имеет свой уникальный опыт, который и должен продемонстрировать. Самое важное - это справиться с волнением, уверенно шагнуть во все конкурсные испытания и почувствовать момент уникальности происходящего. Каждый из конкурсантов - это уже победитель! Проигравших нет!

- Что для Вас стало самым интересным или неожиданным на конкурсе?

- Мне понравились все конкурсные задания очного тура, но особенно - образовательный проект. По жеребьевке в одной группе оказались участники разных предметов, и нам необходимо было прийти к согласию по разным вопросам. Но самое интересное происходило за кулисами. Во-первых, нужно было определиться с видением и пониманием темы, ведь одну и ту же тему каждый конкурсант трактовал по-своему. Во-вторых, необходимо было распределить "роли" и организовать работу в команде. В-третьих, защитить проект. Каждый полуфиналист понимал, что это задание давало баллы за лидерские качества участника, и всем хотелось их получить. Но решение было только одно - действовать вместе! Сообща определять этапы проекта, совместно наполнять предметным содержанием, в унисон презентовать готовый проект. И за три часа работы мы узнали друг друга лучше, чем за десять конкурсных дней!

- А на елабужских фестивалях Вам приходилось бывать? Что Вы ждете от фестиваля 2015 года?

- В 2014 году и только один день - дала мастер-класс для учителей биологии. Но, соприкоснувшись с фестивалем, была удивлена и очарована происходящим, захотелось приехать еще. Уникальность фестиваля в Елабуге - модераторы; это люди, не просто влюбленные в свою профессию и высокие профессионалы, это гости из разных стран, это профессионалы разных областей. Такого расцвета мастерства редко, где встретишь.

С удовольствием погружусь на три дня в образовательный практикум, удачно сочетающийся с досугом для души: вечерними музыкальными концертами, экскурсионными программами, утренними флешмобами, поэтическими вечерами... Это еще одна маленькая жизнь - вне суеты, рутины, учебных нагрузок... Чего жду от фестиваля? - Полёта!

- Дай Бог и большое спасибо за ответы, Алла Николаевна! До встречи "там, в небесной вышине"...

Беседовала Мавлида Сираева