29 июня 2015
М.Могильнер:"Учитесь истории у преподавателей с высочайшей международной репутацией"

Выпускники Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ успешны во всех отношениях. В этом убеждаешься раз за разом, беседуя с такими людьми как Марина Могильнер, профессор русской и восточно-европейской интеллектуальной истории Университета Иллинойс (США), соредактор журнала “Ab Imperio”.

- Я закончила исторический факультет Казанского университета, защищала диссертацию на кафедре историографии и источниковедения  у А.Л.Литвина, магистерскую диссертацию защитила в Центрально-Европейском университете в Будапеште, докторскую - в Университете Ратгерса, США . Сейчас, живя и работая в Америке, поддерживаю контакты не столько с институтами, сколько с людьми, с кафедрой, где я училась и работала – профессорами А.Л.Литвиным, А.А.Сальниковой, С.Ю.Малышевой, а также с Е.А.Вишленковой, Д.М.Усмановой.

Для меня очень важно, что, несмотря на все изменения, происходящие на институциональном уровне, помимо личных, сохраняются профессиональные контакты. Это важно, поскольку история – это обмен и коммуникация. Историки, как и другие специалисты, говорят на профессиональном общем историческом языке, разделяемым всем  историческим сообществом.  В нашем историческом сообществе разделение идет не на  идеологическом или политическом уровне, а на профессиональном.  Это счастье, что в Казанском университете  есть группа высокопрофессиональных историков, не просто владеющих этим языком профессиональной науки, но и обогащающих и развивающих его. Эти люди активно публикуют свои работы и в нашем журнале “Ab Imperio”, который я редактирую совместно с коллегами. Хочу заметить, что при отборе публикаций в  журнал личные контакты не играют роли, поскольку этот отбор происходит в жестких традициях профессионального сообщества – на основе анонимного слепого рецензирования, что обеспечивает высокий уровень публикаций.

Я призываю молодых людей учиться истории у этих людей, людей с высочайшей международной репутацией. В преподаваемых ими дисциплинах они отражают самые новейшие результаты исторической науки. Получение образования сегодня – это не знакомство с фактами, источников информации сейчас много. Намного важнее – профессиональное общение с преподавателем. Ключевая  задача ученого-педагога сегодня – помочь учащемуся сформулировать проблему, подключить студента к ведению профессионального разговора. Сегодня иногда представляется, что гуманитарные науки не столь востребованы. Но это не так. Общество и каждый человек всегда будут остро в них нуждаться.  Историю нужно учить не потому, что прошлое может нас чему-то научить. История рассказывает нам об отсутствии в ней предопределенности, демонстрирует наличие выбора  различных жизненных стратегий, раскрывает перед  человеком сложность и многообразие его идентичностей.  Государства рушатся, а люди выживают.  История учит возможности социального воображения, учит осознанно воспринимать действительность, учит сохранять свою субъектность в условиях информационных войн.  Исторический факультет – тот, который я знала, - олицетворяют именно такие специалисты, которые понимают историю не как политический проект, рассматривают ее в широком контексте транснациональной коммуникации и кооперации. 

Источник информации: А.А.Сальникова, профессор, завкафедрой историографии и источниковедения