17 июня 2015
Участники Проекта "5-100" знакомятся с опытом повышения конкурентоспособности КФУ

В Казанском федеральном  университете началась стратегическая сессия 10-го семинара-конференции Проекта «5-100», которая обсудит реализацию вузами-победителями их «дорожных карт».

Напомним, подобные семинары проходят систематически в стенах одного из университетов-участников проекта – на этот раз площадкой для проведения мероприятия стал наш вуз. Так, для обсуждения международного продвижения образовательных программ и научных разработок, а также изучения лучших практик нашего университета в Казань прибыли специалисты 15 ведущих вузов России – ДВФУ, ИТМО, ТГУ, ВШЭ, МИСиС, ТПУ, МИФИ, НГУ, НГУ им. Н.И.Лобачевского, СГАУ, УрФУ, МФТИ, СПбПУ, ЛЭТИ. В течение трех дней они примут участие в заседаниях рабочих групп, «круглых столов», в тренингах, организованных ассоциацией «Глобальные университеты» и проектным офисом «5-100».

Первые мероприятия семинара открылись сегодня, 17 июня. Представители вузов приступили к обсуждению англоязычной среды вузов и продвижения вузами результатов научных исследований.

Надо сказать, что эти  темы являются важнейшими для реализации основной цели Проекта «5-100» - вхождения в мировые рейтинги университетов. В частности, англоязычная среда вуза является гарантией эффективного развития международной коммуникации – привлечения иностранных абитуриентов, сотрудничества с зарубежными партнерами, включенности научно-педагогических кадров и студентов в международную научно-образовательную среду. В рамках заседания рабочей группы своим опытом по созданию англоязычной среды поделился Казанский федеральный университет. Так, сегодня в нашем вузе все больше лекций читается на английском языке, увеличено количество часов изучения языка студентами. Кроме того, университет проводит активную работу со школьниками, начальные знания которых становятся основой формирования языковой университетской среды. Значительную роль в этом играет и проведение нашим вузом конференций на английском языке. Мотивирующим фактором для студентов становится и введение обязательных курсов лекций по специальности на английском языке, а также конкурсов и фестивалей.

После озвученного представителем нашего вуза доклада на обсуждение присутствующих было вынесено два вопроса – о целесообразности введения англоязычной среды для всех студентов и сотрудников университета, а не только для иностранных учащихся, и о закреплении минимального количества часов для обучения иностранному языку в вузах-участниках проекта. Обсуждение данных вопросов продолжится в рамках завтрашних мероприятий семинара.

Еще одно прошедшее сегодня заседание было посвящено обсуждению проблем, возникающих при продвижении университетами результатов научных исследований, и поиску наиболее эффективных решений. Так, сегодня вузам достаточно сложно организовать общую и, самое главное, эффективную систему продвижения результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Это происходит в силу отсутствия мотивации и компетенции у университетских научных кадров, а также методик, регламентов и единых стандартов в области продвижения результатов на российский и международный рынки. Проблемой является и отсутствие целевого финансирования международного патентования, единой информационно-динамической площадки для представления и продвижения РИД, единого формата общения между университетом и партнером, а также технических специалистов для трансфера технологий.

Возможные решения данных проблем, высказанные заместителем проректора по научной работе ТГУ  Ольгой Бабкиной, заключаются в повышении  уровня знаний научно-педагогических кадров о юридических и организационных аспектах продвижения своих научных разработок, создании сети вузовских техноброкеров и общей системы взаимодействия с промышленными компаниями. Немаловажно также иметь единые стандарты работы инновационной инфраструктуры и обучения в вузах по этому профилю. По словам представителя ТГУ, необходимо и наличие единой платформы для выстраивания диалога между вузами и компаниями с целью отражения и интересов предприятий, и вузовских возможностей.

Более детальное обсуждение данной темы состоится завтра. Также в  течение последующих дней пройдут  несколько не менее важных заседаний, их темы – «Электронное образование», «Единый контракт, эффективный контракт, поддержка иностранных специалистов», «Кадровый резерв» и «Организация и проведение внутриуниверситетских исследований». Планируются также тренинг по практическому применению методики создания и внедрения магистерских программ с модулями в виде дистанционных курсов, заседания «круглых столов», посвященные наукометрическим показателям, трансферу и созданию инновационной среды в университетах.

18-19 июня пройдет ряд мероприятий,  организованных проектным офисом  «5-100», состоятся пленарные сессии проектного офиса и КФУ, а последний день семинара-конференции начнется презентацией самого важного из накопленного КФУ опыта.

Завершится семинар-конференция  совещанием проектных офисов вузов-участников «5-100». На нем обсудят итоги заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ, которое прошло в Томске, результаты реализации и планы развития Проекта «5-100», деятельность рабочих групп проекта.

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, пресс-служба КФУ